Елена Калина из алтайского Барнаула воплотила в жизнь национальную русскую мечту и стала получать от работы удовольствие и деньги. Восемь лет после PR-факультета она была успешнейшим рекламным менеджером. А потом ушла во второй декрет.
– Возвращаться в рекламу я не хотела, было желание делать что-то руками. Пряники увидела случайно, начала смотреть обучалки на YouТube, – рассказала Елена Metro. – Выставляла работы на бесплатных сайтах и в соцсетях. "Классы" и "лайки" привели первых покупателей, а через два месяца, на Пасху, я заработала пряниками первые 10 000 рублей.
Хобби стало бизнесом: 30 пряников для школьного класса, 100 – для местного спортклуба, 40 – для праздника собаководов. И так далее.
– Когда тебя уже знают, можно заработать 30 тыс. в месяц. В праздники – 50–60, но нужно реально ежедневно пахать. Много это или мало? Столько и в больших городах не все офисные работники получают, – уверена Елена. – Но и души вкладывать сюда нужно больше. Зато потом мне пишут: "Такую красоту есть жалко – поставим на полку!" Это стоит всех усилий.
Усилий не только моральных: чтобы пряники покупались, нужно постоянно развиваться. Сама Калина училась у лучших – у Элеоноры Art Biscotti, мастера пряничных картин.
Пряник на продажу: затрат – минимум
В Сети есть множество рецептов "коммерчески привлекательной" выпечки, в которую почти не нужно вкладываться. Барнаульская предпринимательница от кулинарии использует традиционный русский рецепт пряников-"козулей": жжёный сахар, яйца, специи и мука. Металлические формы вполне можно использовать самодельные. Единственное, без чего не обойтись, – пищевые красители: сок свёклы и вообще натуральные ингредиенты дают неприятный привкус и "разваливают" глазурь. На определённом этапе придётся вкладываться в оборудование – пряники красят даже аэрографом.
Елена Калина