По итогам последней Всероссийской переписи населения (проводилась осенью 2021 года) в России насчитывается 155 живых языков. Однако респонденты, отвечая на вопрос, какими языками они владеют, указали еще пять языков, которые лингвисты относили к исчезнувшим (алеутский, керекский, айнский, сиреникский и югский), и один классифицируемый как заснувший (орочский). Об этом сообщает РБК со ссылкой на аналитическую записку "Список языков России в итогах Всероссийской переписи населения", подготовленную специалистами Института языкознания РАН (документ датирован 28 декабря 2023 года,).
Заснувшими считаются языки, у которых есть носители, которые что-то помнят (например, отдельные слова, песню – такова ситуация с орочским языком), или люди, частично выучившие такие языки во взрослом возрасте (например, такова ситуация с сойотским языком, на котором говорили в Бурятии).
К исчезнувшим отнесены языки, на которых никто уже не говорит. По мнению авторов записки, респонденты переписи указывают такие языки в качестве родного или языка владения, как правило, из-за того, что это язык их национальности (например, керекский, сиреникский, югский).
Вспомнили корни
Во время переписи 43 человека сообщили, что они владеют орочским языком (относится к тунгусо-маньчжурским языкам). Последний его активный носитель умер в 2008 году (об этом заявляла Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края). Возможно, оставались люди, пассивно понимающие язык, комментируют авторы документа.
Также около 170 человек ответили, что владеют айнским языком, четыре человека привели керекский, двое – сиреникский, семеро – югский.
Лингвисты РАН отмечают, что айнский (точнее курильско-айнский) исчез в начале XX века, а некоторые потомки айнов, переселившиеся на Камчатку, указывают свой язык как айнский, хотя не говорят на нем уже несколько поколений. Керекский язык был когда-то распространен на Чукотке, а исчез между 1991 и 2005 годом.