В ночь с 13 на 14 января вся страна отмечает старый Новый год. О том, когда и как появился праздник с таким противоречивым названием, Metro рассказал доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Сергей Оськин.

– Как известно, в 988 году при князе Владимире Святославиче началось крещение Руси. Поскольку идеи христианства пришли в Древнерусское государство из Византии, то и на Руси вскоре после начала христианизации утвердилось византийское летоисчисление, которое вело свой отсчёт от сотворения мира, состоявшегося, как было вычислено по ветхозаветным текстам, за 5508 лет до Рождества Христова.
До конца XV века новый год начинался 1 марта, накануне весеннего сева, но в 1492 г. великий князь Московский и Государь всея Руси Иван III повелел перенести начало нового года на 1 сентября, поскольку в это время завершался, как мы сказали бы сегодня, финансовый год: урожай был собран, все подати и оброки подсчитаны.
В 1697 г. вместе с Великим посольством в Западную Европу под именем бомбардира Петра Михайлова отправился 25-летний русский царь Пётр I, познакомившийся там не только с новейшими для своего времени достижениями науки и техники, но и с рядом европейских традиций, в том числе исчислением нашей эры от Рождества Христова и празднованием Нового года 1 января.
Вернувшись в 1698 г. в Россию, Пётр I начал внедрять в жизнь русского общества и государства некоторые европейские традиции, к числу которых относилось не только бритьё бород, но и введение нового летоисчисления.

Дело в разных календарях

Как объясняет эксперт, летоисчисление от Рождества Христова, которое долгое время применялось только христианской церковью, было введено в VI веке римским монахом Дионисием Малым, вычислившим, что Иисус родился в 754 году от основания Рима, каковой и обозначили как начало нашей эры. Только в обществе тогда использовался юлианский календарь, разработанный в I веке до н. э. александрийскими астрономами, определившими продолжительность года в 365 суток, разделённых на 12 месяцев, названия которых сохраняются до сих пор. Календарь именуется юлианским, поскольку он был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н. э. по указу Юлия Цезаря. Началом года стали считать 1 января – день вступления в должность избранных консулов.
– Поскольку Дионисий Малый ориентировался на юлианский календарь и христианская церковь в то время ещё оставалась единой, то и Русская православная церковь с момента своего основания пользовалась датами юлианского календаря, в том числе отмечая Рождество Христово 25 декабря.
Однако в 1582 г. по распоряжению римского папы Григория XIII был разработан более точный с астрономической точки зрения календарь, в котором появились високосные годы. К этому времени между старым (юлианским) и новым (который стали именовать григорианским) календарями накопилась разница в 10 суток (григорианский календарь "убежал" вперёд), и каждое последующее столетие эта разница увеличивалась на сутки (за исключением тех столетий, номер которых был кратен 400, поэтому в 1600 и 2000 годах увеличения разрыва между григорианским и юлианским календарями не было). Все католические страны перешли на григорианский календарь (и протестанты с ними согласились), однако Пётр I, будучи православным монархом, вводя на государственном уровне летоисчисление от Рождества Христова, пользовался тем же юлианским календарём, что и Русская православная церковь.

Наряжать елку придумал тоже Петр  

Пётр I привёз из Европы ещё одну знаковую традицию – наряжать рождественскую ель и украшать жилища еловыми ветками.

Пётр I привёз из Европы ещё одну знаковую традицию – наряжать рождественскую ель и украшать жилища еловыми ветками.

pixabay

Фото:

Пётр I привёз из Европы ещё одну знаковую традицию – наряжать рождественскую ель и украшать жилища еловыми ветками.
– Вообще-то христианская традиция изначально не предполагала необходимость наряжать какое-либо рождественское дерево, тем более что в Палестине, где родился Иисус, ёлки не растут, – отмечает эксперт. –  Но не будем забывать, что эту традицию русский царь  увидел в Германии, где с языческих времён самым могущественным фетишем считалась именно ёлка, которой древние германцы в холодное зимнее время приносили свои дары, после чего вставали вокруг неё и просили о заступничестве. Таким образом, языческая традиция приносить зимние дары ёлке после христианизации германских племён трансформировалась в правило наряжать ель в честь Рождества Христова. При жизни Петра I обычай наряжать рождественскую ель (она же новогодняя) не успел укорениться в обществе, почти на столетие он был забыт, восстановили его только при Николае I к концу 30-х годов XIX века.
Есть ещё один вопрос: если Рождество Христово отмечается 25 декабря, а отсчёт нашей эры ведётся именно от этого события, то почему же Новый год празднуют 1 января. Ответ прост: Иисус родился в иудейской семье, а у иудеев был обычай проводить обряд посвящения Богу младенца мужского пола на восьмой день жизни – и это был обряд обрезания. Так что на самом деле отсчёт каждого нового года, как и всей нашей эры, ведётся от обрезания Христова.

Дед Мороз в СССР стал светским персонажем

Обязательным новогодним персонажем сегодня считается Дед Мороз, однако этот образ далеко не древний, объясняет эксперт.
–  Ёлку и новогодние подарки Дедушка Мороз в России стал приносить детям из зажиточных семей только с конца 80-х годов XIX века. На публичных новогодних праздничных мероприятиях в нашей стране "живой" Дед Мороз стал присутствовать с 1910 г., но Первая мировая война, а затем и революции 1917 г. поставили крест на этой затее.
       Советское правительство было атеистическим, да и государственный календарь в советской стране нужно было совместить с общепринятым в мире. Поэтому в 1918 г. состоялся переход РСФСР на григорианский календарь: после 31 января сразу наступило 14 февраля – разница в 13 суток, накопившаяся к ХХ веку между двумя календарями, была ликвидирована. С тех пор юлианский календарь в нашей стране стали называть "старым стилем", а григорианский – "новым стилем". Собственно, понятие "старый Новый год" появилось начиная с 1919 г., когда желающие (а в условиях Гражданской войны таковых было немного) могли отметить Новый год дважды: в ночь на 1 января по григорианскому календарю и в ночь на 14 января – старый Новый год по юлианскому.
Только в декабре 1935 г. было объявлено, что советским детям возвращают Новый год как светский праздник (естественно, по григорианскому календарю), а в январе 1937 г. на новогодней ёлке в Москве детей передовиков производства приветствовал Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой (этот образ был навеян героиней одноимённой пьесы русского драматурга XIX века А.Н. Островского). 1 января как праздничный день всем советским гражданам вернули только в 1948 г.
       А старый Новый год до сих пор отмечают все те, кто просто нуждается в дополнительных поводах что-либо отпраздновать. Традиция встречать Новый год дважды стала распространяться среди советских людей с конца 60-х и в 70-е годы ХХ века, когда в эпоху застоя материальное положение значительной части общества улучшилось и граждане могли себе позволить ещё один праздник, не отмеченный в календарях. И сейчас в ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю можно снова отметить наступление нового года – только на сей раз по юлианскому календарю (и ещё раз насладиться повтором "Новогоднего огонька" по телевидению).