Архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин из Петербурга воссоздали прижизненный бюст императрицы, который 255 лет назад Екатерина II подарила бурятским ламам. Скульптура вернётся на прежнее место – в Анинский буддийский монастырь.

Завтра в Эрмитаже бронзовый бюст передадут настоятелю дацана. Эта скульптура является попыткой воссоздания утраченного в 1930-е годы прижизненного бюста Екатерины II, который императрица вручила в 1764 году делегации во главе с первым главой буддистов Дамбой Даржа Заяевым, прибывшей в Санкт-Петербург из Сибири.

– История изваяния связана с появлением на свет екатерининского указа, который знаменовал собой официальное признание буддизма в России и учреждал институт главы «ламайской церкви» (Пандито Хамбо Ламы) в империи, – рассказывает пресс-секретарь Иволгинского дацана (центра Буддийской традиционной Сангхи России) Алла Намсараева. – В столице императрица удостоила послов из Сибири аудиенции и, согласно легенде, лично вручила скульптуру.

Бюст занял почётное место в алтаре главного храма одного из старейших монастырей Бурятии  –  Анинского дацана. А через два года Дамба Даржа Заяев официально провозгласил императрицу Елизавету Петровну, признавшую в 1741 году буддизм одной из официальных религий России, а также Екатерину Великую, учредившую пост главы буддистов, воплощением Белой Тары на Земле. Белая Тара – семиглазое божество, которое символизирует собой всеведение и сострадание. Анинский дацан стал фамильным буддийским храмом династии Романовых. С инаугурации каждого последующего главы государства сюда обязательно доставляли портреты императоров.

В результате погромов 1937 года скульптура была разбита и бесследно исчезла.

Кастинг для скульптур

Прежде чем приступить к работе над бюстом, петербургский архитектор Вячеслав Бухаев провёл исследование: изучил более 30 скульптур и портретов Екатерины II, которые находятся в Эрмитаже и Русском музее.

– Каждый художник видел её по-разному, – говорит Вячеслав Бухаев. – Отличаются разрез глаз, форма носа. Например, у знаменитого памятника в Екатерининском саду вздёрнутый носик.

Весит бронзовая скульптура 25 кг, высота работы – 50 см. Архитектор хотел сделать основание в виде цветка лотоса, но от этой идеи в Бурятии отказались.

Из Петербурга делегация вместе со скульптурой поедет поездом в Улан-Удэ, повторяя таким образом путь делегации 1764 года по Московскому тракту.