В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) регулярно отслеживают вышедшие на рынок российские и зарубежные игрушки, обучают правилам экспертизы своих студентов, будущих воспитателей, детских садов, учителей начальных классов, детских психологов, рассказывает директор Института психологии и педагогики образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Савенков. 

Как происходит процесс экспертизы

– Любая экспертиза игрушки – это исследовательская работа, которая проходит по принятым в психологии и педагогике правилам. Дизайн исследования – выборка, диагностические инструменты, этапы проведения экспертизы – зависит от предмета и задач, он всегда индивидуален. Но одно остаётся неизменным: дети – главные эксперты. 

По словам профессора, экспертиза проводится на полигоне МГПУ по испытанию детских игрушек. Учёные наблюдают за игровой практикой детей в условиях, максимально приближенных к реальным. Образцы игрушек передаются ребятам, от родителей требуется записать видео процесса игры. Полученная запись изучается: как малыши взаимодействуют с игрушками, какие эмоции испытывают, вызывают ли игрушки интерес. Затем эксперты опрашивают детей и родителей, анализируют все данные. 

– Естественно, выбирать игрушки – право ребенка. Однако воспитание, обучение и развитие детей – забота их родителей. Кроме того, родители покупают игрушки на свои деньги. Поэтому в большинстве случаев выбор всё-таки зависит от них, – считает  Александр Савенков, профессор, директор Института психологии и педагогики образования МГПУ.
Все хотят быть похожими на Барби.

Все хотят быть похожими на Барби.

Кадр из фильма "Барби"., kinopoisk.ru

Фото:

Какие критерии отбора

– Сами торговые сети проводят техническую экспертизу: проверяют химический состав, степень безопасности и качество материалов, из которых сделаны игрушки, оценивают конструктивные особенности, например, чтобы волосы у куклы или лапки у плюшевого мишки крепко держались. 

Психолого-педагогическую экспертизу игрушек проводят не массово, а только по запросам разработчиков или производителей. Эксперты МГПУ (педагоги и детские психологи) вместе с представителями Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) в условиях реальной игровой комнаты наблюдают за детьми, а также анализируют игрушки по основным критериям: 

  • Соответствие возрасту – осваиваемые в игре с данной игрушкой действия должны соответствовать возрастным когнитивным, психосоциальным и психофизическим возможностям детей; 
  • Культуросообразность – соответствие игры и игрушки базовым ментальным установкам;
  • Направленность на когнитивное развитие – насколько игрушка стимулирует развитие интеллекта, креативности и других познавательных процессов;
  • Направленность на психосоциальное развитие – ориентация игрушки на позитивную социализацию личности ребёнка, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей;
  • Направленность на психофизическое развитие – способность игрушки развивать мелкую и крупную моторику, стимулировать "физический интеллект" ребёнка;
  • Дидактическая ценность – способность игрушки обогащать познавательную сферу личности ребёнка.
  • Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);

Александр Савенков признаёт, что игрушки разнообразны и не каждая должна отвечать всем критериям в равной степени. 

– Важно отметить, что игрушка не рассматривается экспертами и не рекомендуется детям, если она провоцирует агрессию или игровые сюжеты, связанные с насилием и безнравственностью; вызывает у ребёнка проявления жестокости; нездоровый интерес к вопросам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка, или пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей; стимулирует интерес к азартным играм взрослых. 

– В советское время действовал научно-исследовательский институт, входивший в структуру Академии педагогических наук СССР. В нём работали педагоги, психологи, дизайнеры, конструкторы детских игрушек. Они разрабатывали образцы для массового производства, – Александр Савенков.

Девочки хотят играть в модных и современно одетых кукол.

Девочки хотят играть в модных и современно одетых кукол.

Кадр из фильма "Барби"., kinopoisk.ru

Фото:

Как Барби проходила испытание

На днях эксперты МГПУ проводили экспертизу гендерно-нейтральных кукол производителя Барби. В ходе исследования выяснилось, что красотка куколка не способствует негативным проявлениям детей: не провоцирует агрессию, не стимулирует жестокость. 

– Отрицательное влияние Барби на личность ребёнка существенно преувеличено, чего не скажешь про гендерно-нейтральных кукол того же производителя. В инструкции к игровому набору подчёркивалась гендерная нейтральность куклы, была прописана возможность смены её пола: кукла могла менять причёску с длинной на короткую, а джинсы – на юбку и туфли.

В испытаниях участвовали 13 родителей и 15 девочек и мальчиков – дошкольники и ученики младших классов. Предполагалось, что дети могут сами решать, девочка это или мальчик. Но дети однозначно идентифицировали куклу как девочку-подростка. Попытки взрослых предложить детям изменить пол куклы у большинства маленьких испытателей вызывали недоумение: если это девочка, то и трансформация её образа не имеет смысла. А вот мальчикам-испытателям кукла вообще не заинтересовала.

Остались без внимания ребят наборы от той же компании с игрушечными гробами и игрой в похороны.

Детям предложили аналог российский Барби – барышню в сарафане и кокошнике. Наряд был похож на костюм крепостной крестьянки, с этим образом ни одна современная девочка ассоциировать себя не захотела, соответственно, барышня-крестьянка спросом не пользовалась.

– Девочки хотят играть в модных и современно одетых кукол.

Источник: gazetametro