В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) регулярно отслеживают вышедшие на рынок российские и зарубежные игрушки, обучают правилам экспертизы своих студентов, будущих воспитателей, детских садов, учителей начальных классов, детских психологов, рассказывает директор Института психологии и педагогики образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Александр Савенков.
Как происходит процесс экспертизы
По словам профессора, экспертиза проводится на полигоне МГПУ по испытанию детских игрушек. Учёные наблюдают за игровой практикой детей в условиях, максимально приближенных к реальным. Образцы игрушек передаются ребятам, от родителей требуется записать видео процесса игры. Полученная запись изучается: как малыши взаимодействуют с игрушками, какие эмоции испытывают, вызывают ли игрушки интерес. Затем эксперты опрашивают детей и родителей, анализируют все данные.
Какие критерии отбора
Психолого-педагогическую экспертизу игрушек проводят не массово, а только по запросам разработчиков или производителей. Эксперты МГПУ (педагоги и детские психологи) вместе с представителями Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) в условиях реальной игровой комнаты наблюдают за детьми, а также анализируют игрушки по основным критериям:
- Соответствие возрасту – осваиваемые в игре с данной игрушкой действия должны соответствовать возрастным когнитивным, психосоциальным и психофизическим возможностям детей;
- Культуросообразность – соответствие игры и игрушки базовым ментальным установкам;
- Направленность на когнитивное развитие – насколько игрушка стимулирует развитие интеллекта, креативности и других познавательных процессов;
- Направленность на психосоциальное развитие – ориентация игрушки на позитивную социализацию личности ребёнка, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей;
- Направленность на психофизическое развитие – способность игрушки развивать мелкую и крупную моторику, стимулировать "физический интеллект" ребёнка;
- Дидактическая ценность – способность игрушки обогащать познавательную сферу личности ребёнка.
- Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);
Александр Савенков признаёт, что игрушки разнообразны и не каждая должна отвечать всем критериям в равной степени.
– В советское время действовал научно-исследовательский институт, входивший в структуру Академии педагогических наук СССР. В нём работали педагоги, психологи, дизайнеры, конструкторы детских игрушек. Они разрабатывали образцы для массового производства, – Александр Савенков.
Как Барби проходила испытание
На днях эксперты МГПУ проводили экспертизу гендерно-нейтральных кукол производителя Барби. В ходе исследования выяснилось, что красотка куколка не способствует негативным проявлениям детей: не провоцирует агрессию, не стимулирует жестокость.
В испытаниях участвовали 13 родителей и 15 девочек и мальчиков – дошкольники и ученики младших классов. Предполагалось, что дети могут сами решать, девочка это или мальчик. Но дети однозначно идентифицировали куклу как девочку-подростка. Попытки взрослых предложить детям изменить пол куклы у большинства маленьких испытателей вызывали недоумение: если это девочка, то и трансформация её образа не имеет смысла. А вот мальчикам-испытателям кукла вообще не заинтересовала.
Остались без внимания ребят наборы от той же компании с игрушечными гробами и игрой в похороны.
Детям предложили аналог российский Барби – барышню в сарафане и кокошнике. Наряд был похож на костюм крепостной крестьянки, с этим образом ни одна современная девочка ассоциировать себя не захотела, соответственно, барышня-крестьянка спросом не пользовалась.
Источник: gazetametro