На фоне ситуации с коронавирусом в аптеках всё сложнее найти антибиотики, которые горожане, поддавшись панике, стали массово скупать для профилактики COVID-19. Кроме того, сами медики назначают эти препараты даже в тех случаях, когда пациенты болеют в лёгкой форме.

Главный врач частной скорой помощи CORIS Лев Авербах рассказал Metro, почему это бессмысленно и в первом, и во втором случае.

– К сожалению, сегодня антибиотики назначают всем подряд. Это настоящее вредительство. Главная опасность такого приёма – развитие резистентности (устойчивости) бактерий к препаратам. И когда они на самом деле понадобятся, то уже не будут помогать. Через год, два, пять  человек заболеет и будет ими буквально напичкан, но бесполезно. И это проблема мирового масштаба. Новые антибиотики не изобретаются уже очень давно, их просто нет. И возникает такая суперинфекция, на которую существующие антибиотики не действуют. Всемирная организация здравоохранения обращает на это пристальное внимание, так как уже к 2050 году может сложиться так, что с эффективностью антибиотиков будет просто беда. Поэтому к ним надо относиться очень внимательно. Даже в Минздраве уже это поняли и в последних рекомендациях прописали, что назначать антибиотики можно только при доказанной присоединившейся бактериальной инфекции. Это аксиома: нет доказанной присоединившейся бактериальной инфекции – антибиотики не нужны! Другого варианта нет. Почему их всем назначают, какая от этого эффективность – просто невозможно осмыслить. А вред от такого лечения мы ещё долго будем разгребать.

– А те антибиотики, какие есть сейчас, эффективны?

–  Да, есть антибиотики, которые изобретены давно и работают до сих пор, а есть и те, которые уже неэффективны. И таких сотни. Бактерии приспосабливаются к ним очень быстро. Вспомните историю пенициллина. Сначала его кололи по 50 тыс. единиц, потом по 100 тыс., потом по 1 000 000, потом пошли пролонгированные пенициллины, которые содержат уже по 5 000 000 единиц. Например, ты пропил курс Сумамеда, микробы адаптировались, и в следующий раз препарат уже не будет работать. Подчеркну: любое применение антибиотика всегда сопряжено с риском развития резистентности. Неправильное применение или необоснованное назначение увеличивает этот риск в разы.

– Многие покупают препараты в надежде защититься от коронавируса.

– Антибиотики не спасут от заражения ковидом и не страхуют от осложнений, у них нет такой функции. Их нельзя принимать "на всякий случай". Есть превентивное применение в больницах, где присутствует так называемая нозокомиальная (внутрибольничная) инфекция, которая очень часто присоединяется к попавшим туда людям. И вот против неё назначают курсом антибиотики, чтобы, пока человек лежит в больнице, у инфекции не было шансов присоединиться. Но это в больнице! Там много врачей, контроль, выводы, анализы, лабораторное подтверждение… Там это может быть до какой-то степени оправданно. А в амбулаторных условиях по телефону порекомендованный врачом какой-то антибиотик – это преступление, на мой взгляд. Надо, не надо, какой возраст больного – принимайте! И вся страна должна принимать. Что, от этого стало меньше случаев заболеваний? Нет. Стало меньше осложнений? Нет. Меньше госпитализаций? Нет. Реанимаций? Нет. Глобальный эффект был бы виден: вот, заболевание пошло на спад по всей стране. Но всё же наоборот. И это же не только моё мнение. И петиции врачи пишут по поводу антибиотиков, все против.

– Ещё некоторые считают, что для профилактики надо принимать кроворазжижающие препараты.

– Это ещё хуже, чем антибиотики. Бесконтрольный приём лекарственных препаратов опасен и вреден. У нас должна быть доказательная медицина. Антикоагулянты (препараты, разжижающие кровь) должны назначаться, когда лабораторно доказана их необходимость организму. Для начала надо сдать кровь, и если она действительно густовата, врач может назначить таблетки. Антикоагулянты надо принимать перорально, а колоть их самому себе – это уже какой-то трэш. Во-первых, обыватели, не очень грамотные в медицине, скажем так, не разбираются в дозировках, симптомах. Стало хуже – человек колет дальше. Началось кровотечение – начинают колоть другой препарат. Ведь куплен, жалко, денег стоит. Думают, что, если колоть дольше, эффект будет лучше. Категорически нельзя ничего этого делать! И назначать таблетки по телефону – тоже преступление.

– Как же тогда лечить коронавирус?

– Мы забыли основное правило медицины: лечить надо человека, а не болезнь. Не ковид надо лечить, а пациента. Осмотреть его, послушать, взять анализ, выслушать жалобы, сделать диагностику, мазок на ПЦР, клинический и биохимический анализ крови. И после того, как у врача сформируется какое-то представление о диагнозе болезни, только тогда назначать препараты, соответствующие тому, что он нашёл. И никак по-другому. А сейчас всё происходит ровно наоборот. Ну нет лечения ковида! Ни одного лекарства. И для профилактики нет ни одного препарата. Поэтому лечить его нечем. Лечатся только осложнения. Но они есть далеко не у всех. У всех есть страх и панические атаки.

– Всё равно есть люди, которые считают, что ситуация раздута СМИ.

– Безусловно, и таких очень много, но это не от большого ума. Люди считают, что созвездия не так расположены, ретроградный Меркурий влияет, что гомеопаты помогают. И что от вышек 5G идёт заражение. Есть даже сайты, где эти люди общаются, я случайно зашёл на такой, мне аж плохо стало. Ощущение, что люди пишут из психиатрических больниц. Причём пишут на полном серьёзе, все поддакивают, тысячи комментариев. Хотя никаких примеров и аргументов. И это по всему миру, не только в России.

– Если лекарства от ковида нет, то что же делать?

– Надеяться на свой иммунитет, не губить его заранее. Банально не пить, не курить, не принимать наркотики. Заниматься физкультурой и правильно питаться, пить хорошую воду и высыпаться. Если заболели – самоизоляция, много жидкости и симптоматическая терапия. Капли в нос – если он заложен, леденцы от горла – если оно болит. И надо помнить, что это болезнь, от которой пока нет лечения. Ею надо переболеть. Если заболели, можно только облегчить состояние. Надежда только на свой иммунитет. И весь мир это знает.