Никаких сенсационных разоблачений не будет, – сразу испортил настроение репортёрам отец Андрей. – Но всё-таки моя история имеет более чем личностное измерение.

Напомним, что диакона уволили из академии ещё в декабре 2013 года после его статьи в ЖЖ по поводу сексуальных домогательств к семинаристам со стороны руководства Казанской духовной семинарии. Как тогда, так и сейчас отец Андрей связывает свою отставку с «голубым лобби». Но сегодня диакон поставил проблему шире – духовным академиям нужна свобода в выборе преподавателей и учебных программ, а церкви нужны выборы.

– Сейчас духовного отца назначают сверху, – говорит отец Андрей. – Вот вам духовный отец, и он будет вести вас ко спасению. Это очень странно. 

По словам священника, логичнее было бы выбирать клириков голосованием прихожан, как это было в 19-м веке. Сейчас уже идёт «нарезка избирательных участков» – границ приходов. Потом можно будет задуматься над тем, кто будет иметь право голоса.

– Может быть два уровня участия в приходской жизни, – рассуждает отец Андрей. – Кто-то просто иногда приходит помолиться, тут нет вопросов. А кто-то хочет стать частью прихода. Он, допустим, вносит 300 евро в год, и тогда он имеет право голоса. 

Три главных составляющих церковной демократии, по мнению диакона: установление границ приходов, фиксированное членство прихожан и повышение уровня грамотности прихожан. 

– Серьёзно это можно будет обсуждать через поколение, – сказал отец Андрей. – А пока мы можем об этом мечтать.