Автостоп – пожалуй, самый захватывающий способ путешествовать: впечатления, приключения и невероятный антропологический опыт. Краткое руководство для тех, кто даже в трамвае никогда не ездил бесплатно, специально для Metro составил Алексей Воров – президент Петербургской лиги автостопа. С 1978 года он наездил больше 2 млн км – это больше, чем у кого-либо в мире. Получить практические советы и попробовать свои силы в компании самых опытных автостопщиков можно в Петербургской лиге.

Есть ли возрастной предел

Автостоп - это не более чем передвижение на попутных машинах. То есть, понятие очень обширное. Вопрос уровня - другое дело. У каждого здорового ребёнка получается пользоваться своими ногами, но не каждый становится легкоатлетом. В спортивном автостопе, безусловно, важны данные человека, однако перемещаться в формате "горизонтального полёта по прямой" в конечном итоге сумеет каждый. Предельный возраст зависит от того, в какой кондиции человек находится и чего он пытается достичь. При нормальных физических и ментальных данных для обычного перемещения возрастного предела, пожалуй, нет.

Где учат автостопу

Курсов автостопа, сколь-либо полезных, мне встречать не доводилось - ведь нет  же курсов пользования ногами для начинающих людей. Разумеется, в мире есть команды спортивного автостопа - но это совершенно другой уровень, избыточный для обычного перемещения. Многочисленные "сообщества автостопа" и "советы бывалых" в соцсетях, как правило, строят свою деятельность на поверьях и малополезны. Большинство нюансов вытекает из здравого смысла и знания законов физики, статистики и метеорологии. Наработать элементарные навыки, в принципе, можно самостоятельно, начав с простеньких маршрутов в комфортных условиях.

Что нужно знать

Во-первых, изначально нужно представлять возможности автомобиля: то есть кинетику его движения, его примерный тормозной путь, возможность трогания и т.д. Затем - возможности водителя: то есть, в каких условиях голосующий виден - и насколько водителю возможно и удобно отреагировать правильно (то есть, остановиться либо хотя бы безопасно проехать мимо).
Из самых элементарных вещей:
1. Голосующий всегда должен быть прекрасно заметен: то есть одет ярко и с учетом факторов освещения (причём не только днём на солнышке).
2. Позиция для голосования должна быть максимально удобна для остановки машины - а также безопасна как для данной машины, так и для идущих позади неё ( не перекрывать движение, иметь хорошую обзорность и т.д).
3. Находясь в машине, не забудьте про ремни: 85% людей, погибших с непристёгнутым ремнём, остались бы живы...включая принцессу Диану. A propos: на заднем сидении действуют те же законы физики, что и на переднем.
4. В спортивном автостопе девушки не перемещаются в одиночку либо в дамских двойках - только с кем-то из ребят. Правило несложное...но необходимое. Любительницы приключений, им пренебрегающие, слишком рискуют попасть в неприятности. Хотя маньяки-убийцы за рулём - порождение Голливуда, но достаточно нарваться на подгулявшую гопоту.
5. Компактная и продуманная аптечка всегда должна быть под рукой.

Как составлять маршрут

Маршрут составляется с учётом интересов индивида. Объезжать ли города - либо в них интересно заехать? Интересует природа и движение по маленьким дорожкам - или быстрое перемещение на большое расстояние? Это каждый определяет сам.При составлении маршрута я прежде всего бы рекомендовал классические автодорожные карты. Они дают отличную обзорность и достоверно указывают класс автодорог...в отличие от карт электронных.
Самая нелепая вещь в автостопе - навигатор: он определяет маршрут, руководствуясь собственной странной логикой, несопоставимой с требованиями автостопа (наличие машин, удобных позиций итд).

Что нужно иметь с собой

Это кардинально зависит от маршрута - его длины, условий и целей. Аптечку, фонарик, атлас автодорог, воду и яркую накидку от дождя - наверное, всегда. Компактное бивачное снаряжение (палатка-спальник-коврик), свитер, сменное бельё - на более протяжённых маршрутах: бивачное снаряжение даёт полную автономию в вопросах ночёвки.

Как организовывать ночлег

Не нужно чувствовать себя в героическом фильме про таёжников, когда вы всего лишь едете в соседний город. Рубить живые деревья и жечь дикарские костры ради нескольких часов сна - излишнее и трудоёмкое скотство: примитивный спальник стоит рублей 500-700, "пенка" - и того меньше. Если вы ночевали в походном формате, то человек, пришедший через 5 минут после вас на место ночёвки, вообще не должен найти признаков пребывания человека. Весь мусор, разумеется, уносится с собой - до ближайшей урны на первой же заправке.

Пара общих советов при планировании движения

- Садясь в машину, заранее подумайте, где вы планируете выгружаться. Ведь если человек прыгает через ручей по камушкам с интервалом в метр, он не прыгнет на полтора лишь потому, что у него хватило сил. Та же история и с хорошими позициями: не обязательно двигаться с данной машиной "до упора" и выгружаться где попало
- Следует помнить, что...ночь рано или поздно наступает. Каждый день. (кстати, наименее эффективное время - сумерки, но они относительно коротки). Как ни странно, многие об этом забывают и оказываются в темноте на бессмысленных тёмных позициях.
- То, что голосующий видит фары, совершенно не означает, что водитель видит голосующего. Фигура в чёрном видна лишь с 8-12 метров (на 70 км/ч это - полсекунды). В критической ситуации можно обозначить себя любым белым пятном (например, натянув белую футболку прямо поверх куртки) или разжечь прямо на обочине крошечный костёрчик из любого мусора.