"Вебер" поделился мнением россиян на тему интернета и социальных сетей.  Жители страны рассказали, где и с кем они общаются в интернете, делают ли закрытыми свои профили, что думают о приложениях для знакомств, сохранности персональных данных и об использовании соцсетей несовершеннолетними.

"Любопытный результат - 67% россиян считают, что не нужно создавать аккаунты детям. Как социолог я вижу в этом определенный общественный тренд и запрос, но как человек понимаю, что цифровые аватары – это уже наша реальность. У моего сына первый аккаунт в соцсети появился до 14 лет, как и у многих подростков. Это ни хорошо ни плохо. Дети все равно будут заводить себе аккаунты в сети, просто родителям нужно быть в курсе жизни своего ребенка, в том числе и виртуальной. А для безопасности лучше всей семьей повышать цифровую грамотность: она необходима и детям, и взрослым", – добавила руководитель социологического агентства "Вебер", начальник управления социологии АНО "Диалог" Елена Удалова.

Скрывают детей от сглаза

67% опрошенных считают, что создавать аккаунты для несовершеннолетних детей скорее не нужно. Фото своих детей не выкладывают 44% родителей. А вот 28% согласны с утверждением, что лица детей нужно скрывать в интернете, чтобы другие пользователи их не сглазили.

Не закрывают страницы

У 52% россиян основной аккаунт в интернете является открытым,

у 44% – закрыты

14% признались, что у них есть фейковые страницы.

Следят за бывшими

Респонденты рассказали, что фейковые аккаунты заводят, чтобы скрыть свою личность, включая ФИО и другие данные (37%), а также для работы (15%) и наблюдения за теми, у которых они оказались в черном списке (15%). Еще 8% заводят фейковые страницы, чтобы разыграть своих друзей, а 5% – для того, чтобы следить за жизнью бывших.

Кстати, 40% россиян считают, что если отношения с партнером закончились, то надо удалять совместные фото из сети.

Делятся красивыми фото

Говоря о себе, россияне считают, что они не слишком открыты: в сети они лишь поверхностно делятся своей жизнью (35%), либо не делятся ею совсем (32%).

Самым популярным видом контента стали фотографии. При этом, 30% опрошенных используют фильтры, а 51% делятся изображениями в первозданном виде.

Большинство опрошенных никогда не рассказывают в сети о своих личных проблемах, трагедиях или переживаниях (75%).

Редко попадаются на удочку мошенников

Знакомы с ситуацией, когда взламывали аккаунты их знакомых и просили перевести деньги 69% россиян. При этом переводили мошенникам свои деньги всего 7% респондентов, попадавших в такую ситуацию.

Делятся открытками

Общение россиян поровну распределилось между цифровым и личным: 54% чаще общаются со своими знакомыми в интернете, а 53% предпочитают личное общение.

Чаще всего опрошенные делятся в интернете с друзьями и близкими поздравительными открытками и сообщениями (40%).

При этом за последний год почти половина респондентов (48%) не заметила изменений в формате общения с друзьями, близкими и знакомыми, а 12% стали общаться чаще, но именно онлайн.

Для общения с близкими и родственниками россияне чаще всего выбирают WhatsApp (63%). Далее следуют ВКонтакте (49%) и Telegram (35%). При этом молодёжь чаще всего использует для коммуникации с близкими именно ВКонтакте (66%).

Знакомятся в интернете

К дружеским знакомствам в сети положительно относятся 57% россиян, к деловым – 48%, а к романтическим – лишь 30%.

38% считают, что на сайтах и приложениях для знакомств нереально найти свою любовь.

Опрос показал, что опыт знакомств в интернете имеют 57% россиян. 75% из них затем встречались в реальной жизни с теми, с кем знакомились в сети. В то же время на сайтах и в приложениях для знакомств регистрировались только 35% опрошенных, 61% этого не делали.

Знакомства в интернете помогли найти свою вторую половинку 31% россиян: 17% из них до сих пор состоят в отношениях, 14% – расстались.

Не верят в секреты

85% знают об облачных сервисах, предназначенных для хранения данных и файлов в интернете.

70% считают, что при пользовании интернетом их персональные данные скорее не защищены.

Пользуются "облаком" 31% опрошенных.


"Вебер" – совместный проект АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.  Социологическое агентство "Вебер" сочетает классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставит людей – с их уникальными взглядами и противоречиями.

Данные социологического агентства "Вебер" – проекта АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы". Изучение общественного мнения проводилось АНО "Диалог Регионы" 11 января 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 500 россиян старше 18 лет.

*Множественный вопрос