Российская индустрия кино и сериалов в 2024 году будет опираться на ряд доминирующих в обществе культурных трендов, среди которых – учёт и анализ интересов молодёжи, экранизация популярных литературных произведений и особый запрос на "волшебство" и национальную самоидентификацию. Об этом на Всемирном фестивале молодёжи в "Сириусе", который проходит с 1 по 7 марта, рассказали участники панельной дискуссии "Тренды многонациональной киноиндустрии. Что будет в топе 2024?", прошедшей в рамках "Медиапотока", организованного Минобрнауки России, ГК "Росатом" и АНО "Диалог".

Говоря о запросах молодёжи к отечественной аудиовизуальной продукции, генеральный директор АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" Владимир Табак представил результаты опроса социологического агентства "Вебер", в котором приняли участие несколько тысяч молодых людей в возрасте 18-34 лет со всей России.

"Мы узнали, что сегодня сериалы стали неотъемлемой частью жизни для почти половины молодых людей в России: так, 45% из них любят сериалы и смотрят их раз в неделю и чаще, а 59% в принципе смотрят отечественную сериальную продукцию. В то же время 95% опрошенных признались, что предпочитают смотреть зарубежные сериалы, и это определенный вызов", – рассказал он.

Отдельно социологическое агентство "Вебер" выделило ряд позитивных тенденций в смотрении российских сериалов. По словам Владимира Табака, 51% среди той молодежи, которая является аудиторией отечественных сериальных картин, рассказали, что качество продукции за последние два года стало лучше. Чаще всего они отмечали прогресс в качестве съемки и визуале (69%), работе над сюжетами и их развитии (62%), а также в актерской игре (50%).  ТОП-3 жанра, которые, по мнению зрителей в возрасте 18-34 лет, получаются лучше всего в стране, возглавили военные картины (27%), криминал (25%) и комедии (25%).

На кратное выросшее качество актерской игры в российских сериалах и кино обратил внимание генеральный директор АНО "Институт развития интернета" Алексей Гореславский. Отдельно медиаменеджер выделил запрос у российской аудитории на "семейный просмотр" в кино и ориентир на такие сериалы и фильмы, которые поддерживают "рост национальной самоидентификации".

"Качество картинки достигается работой над технологическим процессом и бюджетами, а актерскую игру невозможно компенсировать деньгами. За последние несколько лет мы увидели новое поколение российских артистов, которые снимаются в новых нашумевших проектах и для которых это первая, вторая роль в карьере, и это очень здорово", – отметил он.

Результаты исследования также прокомментировала Заместитель генерального продюсера, руководитель отдела детского и юношеского кино онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина, которая отметила колоссальные темпы развития российского "сериалостроения".

"Это беспрецедентный рост, которого не было за все время нигде в мире. И в этом росте ключевую роль сыграли лицензированные платформы, которые стали вкладывать большее количество средств на рекламу и маркетинг, чем производители сериальных шоу для ТВ-каналов. При этом и сами отечественные сериалы сегодня стали большим искусством", – подчеркнула она.

Писатель и публицист Александр Цыпкин в свою очередь сделал акцент на том, что российское кинопроизводство на деньги куда меньшие, чем голливудские картины, "умудряется снимать продукцию такого же высокого качества"

"Зрителю все равно, какое кино ему смотреть – зарубежное или российское. Ему хочется за отданные им деньги развлечься, получить эмоцию. И мы видим, как сегодня российское кино успешно с этим справляется, иногда мы конкурируем с западными картинами на уровне блокбастеров – успех фильма "Серебряные коньки" тому пример".

Отдельным трендом в российской индустрии кино и сериалов, по словам Александра Цыпкина, сегодня является экранизация литературных произведений, когда кинематографисты "обращаются к книгам, у которых не такой большой тираж, но где заложены крутые идеи". Таланты для индустрии, по словам писателя, стоит искать в книгах "еще неизданных".

Говоря о том, кто определяет тренды в индустрии сегодня и будет их диктовать в дальнейшем, мнения экспертов разошлись. По словам Владимира Табака, трендсеттерами выступят продюсеры, а по мнению Александра Цыпкина – сами зрители. Светлана Сонина отметила роль запроса "на волшебство и наш культурный код" в формировании трендов, Алексей Гореславский раскрыл секрет всех продюсеров: "Сам сформулируй будущий тренд, сними про это кино и потом объяви это трендом".