Сегодня в России сложно найти квартиру, в которой не было бы ни одного ковра. Спрос на такие изделия вновь вырос несколько лет назад. Несмотря на то что на территории страны есть свои небольшие ковровые производства, моду задают зарубежные бренды. В их числе – крупнейшая в СНГ и третья в мире по объемам производства ковров компания SAG, которая базируется в Узбекистане.

Саид Хакимов работает в этой компании директором по производству, маркетингу и продажам. Он координирует производство тафтинговых ковров и искусственного газона, отвечает за их дизайн и поиск клиентов внутри страны и за ее пределами. Так, например, он развивает сеть собственных ковровых магазинов в Самарканде и нескольких штатах США.

В интервью Саид Хакимов рассказал, какие тренды влияют на развитие отрасли и как ему удалось добиться в ней успеха.

 

Саид, как давно вы работаете в ковровой индустрии?  

– Я пришел работать на ковровую фабрику 12 лет назад – после окончания института. Сначала работал дизайнером, затем занимался поиском клиентов на международных рынках. В частности, я помог компании наладить поставки ковров в Казахстан, Азербайджан, Армению, в южные регионы России – договорились о сотрудничестве с оптовыми ритейлерами, которые занимаются поставками нашей продукции по локальным магазинам.

В 2014 году мне поручили запустить и наладить производство ковролина и искусственного газона. И, как мне кажется, я успешно справился с проектом. С тех пор мы серьезно выросли: первое время у нас работал и всего 20-30 сотрудников, а сейчас – около 150 (для сравнения: во всей компании SAG работают 320 человек). Ежегодно мы выпускаем более 12 миллионов квадратных метров коврового покрытия, работая в три смены.

 

Сейчас ковролин довольно популярное напольное покрытие. В 2014 году это была новая технология?

– До нас в Узбекистане никто ничего подобного не делал. Но в мире эта технология производства уже была известна. Такие ковры стали активно использовать в интерьерах гостиниц, ресторанов, офисных центров и в других коммерческих помещениях. До 2014 года ковролин массово привозили из Дубая.

В тот момент в Узбекистане активно развивалась туристическая инфраструктура для жителей и гостей нашей страны. И руководители компанииSAG приняли решение организовать производство ковролина у нас в стране. Время показало, что решение было правильным.

Сейчас мы создаем ковры для ведущих девелоперских компаний страны, рестораторов, гостиниц, органов власти. Например, среди наших крупных клиентов – гостиницы Hilton и Dilimah premium, нефтегазовая компания Eriell и многие другие крупные и известные компании.

 

Поделитесь, какие ковры сегодня востребованы?  

– На рынке есть много интересных тенденций. Например, сейчас пользуются спросом тонкие ковры, которые можно стирать в стиральной машине. Они не дают такого же эффекта тепла и уюта, как обычные ковры, поэтому в большей степени используются для дополнения интерьера. Многим нравятся ковры с реалистичным рисунком. С каждым годом рисунок на наших изделиях также становится все более плотным, и недавно мы выпустили модель с рисунком плотностью 4,5 миллиона точек на квадратный метр ковра Всегда стараемся делать что-то новое и интересное. И я думаю, наша компания уже стала законодателем ковровой моды в Узбекистане.

Безусловно, мы ориентируемся на мировые тренды по расцветкам и узорам. Последние годы в моде светлые ковры: бежевые, белые, серые, в стилях хай-тек, винтаж, неоклассика. Кроме этого, сейчас в тренде зеленый, и мы стараемся вводить в ассортимент ковры таких оттенков. Но с учетом того, что весомую долю продукции мы производим для конкретных проектов, ориентируемся не только на то, что в моде, но и на то, что будет хорошо вписываться в интерьер наших заказчиков.

Если говорить о материалах, то в прошлом году были в моде ковры из акриловой нити. Это синтетический материал, но он считается хорошим заменителем шерсти, не уступая ей по теплу. В этом году мы будем делать ультрамягкие ковры из полипропиленовой нити. Я думаю, это будет тренд 2024 года.

 

Некоторые мировые бренды уже производят новую одежду из переработанной. Есть ли такой опыт у вас? 

– Мы первыми в мире стали использовать более экологически чистое оборудование для производства нити из РЕT-бутылок. Эти бутылки мы закупаем у предпринимателей, которые собирают их и занимаются заготовкой пластикового сырья. Из бутылок делаем пластиковые хлопья, а из хлопьев – основу для производства ковролина. Я думаю, это весомый вклад в сохранение природы.

Также мы разрабатываем проект по переработке ковров и ковролина. Думаю, эта проблема волнует многих. За 5–10 лет использования ковер теряет свой товарный вид, его хочется заменить на новый. Но встает вопрос: как правильно утилизировать старый ковер? К сожалению, мы видим, что не все виды изделий поддаются переработке, например, пока нет доступных способов переработки акриловой нити. Но я думаю, со временем мы все-таки воплотим эти планы в жизнь.

 

Как вы оцениваете перспективы развития ковровой отрасли?

– Очевидно, что у людей останется потребность в создании уюта и в теплых покрытиях под ногами. Но не думаю, что спрос будет таким же высоким, как раньше. И это серьезный вызов для компаний. Чтобы и дальше наращивать объемы производства, нужно выходить на новые рынки.