Член комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Ольга Шарапова недавно порекомендовала родителям объяснять своим детям, что такое смерть. По мнению Шараповой, правильная реакция детей, если трагедия произошла в окружении, - это "сочувствие, соучастие", кроме того ребята должны понимать, "что жизнь - ценность, которую надо беречь".

В Мосгордуме рекомендовали родителям говорить с детьми о смерти

Metro решило узнать у детского и семейного психолога Марии Шаталовой (@psycholog_na_kuhne), как и когда лучше всего заводить с детьми разговоры о смерти.

- Начинать говорить надо тогда, когда дети начинают задавать вопросы, - уверена эксперт. - Обычно это происходит в районе 3-4 лет. Как и с любой "сложной" темой, взрослым необходимо придерживаться трех правил: отвечать только на те вопросы, которые ребёнок задаёт, не обманывать и стараться отвечать максимально доступно возрасту. Никто не знает на 100% что там, за чертой. Поэтому родители формируют взгляды, которых придерживаются сами.

По мнению психолога, универсальных фраз и формулировок в этой теме быть не может. Но есть ряд тонкостей, которые следует учитывать.

- Нельзя говорить малышу, что умереть - это значит, "заснуть навсегда", ребёнок может начать бояться засыпать, - рассказала Мария Шаталова. - Нельзя делать упор на том, что люди часто умирают от болезни. Это может напугать - ведь дети тоже болеют, болеют и родители. Фразу "улетел на небо" тоже лучше не использовать, ведь сейчас все летают на самолётах. Кроме того, ребёнок может ожидать возвращения, обижаться на умершего ("улетел от меня"), нет понимания бесповоротности события.

Особенно нелегко рассказывать ребёнку, что умер кто-то из его близких родственников. На этот случай, по словам психолога, есть несколько важных правил.

- Нельзя скрывать факт потери от ребёнка, он имеет право знать правду, тем более, что тяжёлую новость он может узнать от чужих людей - не всегда в адекватной форме. Это может нанести ребёнку не меньшую травму, чем сама потеря родственника, - предупреждает специалист в области детской психологии. - Говорить с ребёнком должен самый близкий для него взрослый, в спокойной обстановке, при этом сам человек должен находиться во вменяемом состоянии. После сообщения необходимо следить за состоянием ребёнка и быть чутким к его потребностям. Если речь идёт о потере близкого взрослого, который активно участвовал в жизни ребёнка, необходимо проговорить, как будет устроена жизнь теперь: где и с кем ребёнок будет жить. Кроме того, будет здорово максимально подробно описать ближайшие дни: кто и что будет делать, и в какой последовательности. Стабильность и предсказуемость  - невидимые защитные границы, которые помогут ребёнку пережить сложный период жизни.

Над проблемой разговоров с детьми о смерти думают не только московские депутаты. Недавно похоронный музей на Центральном кладбище Вены выпустил наборы конструктора Lego с фигурками крематория, гроба, могилы и скорбящих, чтобы родителям было легче объяснить похоронные процессы, а детям - справиться с горем.

- Не думаю, что подобный набор конструктора - игрушка для всех. Но, возможно, она будет полезна в арсенале детского психолога, работающего с детьми, перенёсших потерю близких, - считает Мария Шаталова. - Что касается игрушек: монстров, вампиров, вурдалаков, - они редко ассоциируются у детей со смертью, скорее со страшными сказками. И ничего плохого в этих игрушках я не вижу, если это не единственное, что есть у ребёнка. С помощью "страшил" дети часто прорабатывают собственные страхи.