Дмитрий и Ольга живут в посёлке Вистино Кингисеппского района, который считается столицей ижор – малочисленного финно-угорского народа. Первым в деревню приехал Дмитрий.
– В Ленинградской области не хватало преподавателей рисования, – рассказывает он. – Я выбрал посёлок Вистино. Вёл занятия в изостудии, преподавал резьбу по дереву. И постепенно влюбился в традиционную культуру коренного народа – ижор. Когда появилась возможность прикоснуться к ижорской керамике, понял: это то, что мне надо.
По словам Дмитрия, до революции 1917 года здесь работали 130 мастеров. Позже была создана колхозная мастерская, в ней осталось 30 человек. Во время Великой Отечественной войны промысел был практически уничтожен, после Победы в деревню вернулись три мастера. Последний работал до 1958 года.
Только через 50 лет гончарное искусство в этих краях стало возрождаться. При Ижорском музее в Вистино открылась лаборатория по изучению керамического и гончарного наследия. Во время экспедиций находили битые горшки и чашки. Подключали местное население: старики рассказывали, как называлась та или иная посуда, какие блюда в ней готовили.
Открылась гончарная мастерская, у Дмитрия появились ученики.
– В результате мы воссоздали более 40 гончарных форм, – говорит Дмитрий. – Некоторые из них представили на выставке Karavanika в музее "Русский Левша".
Ижорскую посуду делают из глины, которую добывают на Сойкинском полуострове в Кингисеппском районе.
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Свадьба в костюмах
Ольга Воронина всё детство провела у родственников в Кингисеппском районе.
– Бабушка всегда отмечала престольные праздники, между собой в доме говорили на своём языке, но мне ничего не рассказывали, – говорит Ольга. – О том, что у меня финно-угорские корни, узнала, только когда стала взрослой. Начала ездить в Вистино на праздники.
На одном из таких праздников Ольга и Дмитрий и познакомились.
– Я понял, что этот человек живёт тем же самым, что и я, так и произошло слияние душ. Мы вместе живём, создаём посуду, выезжаем в экспедиции, – говорит Дмитрий.
В загс молодожёны приехали в ижорских национальных костюмах.
– Нас не хотели пускать, – улыбается Ольга. – Сказали, что надо приходить расписываться в классической одежде. Удалось убедить сотрудников загса, что на нас самые что ни на есть классические ижорские костюмы.
Дома Ольга в качестве посуды использует керамические крынки, латки и горшки. Говорит, что в них еда получается вкуснее, чем в обычной посуде.
Алёна Бобрович.
"Metro"
Фото:
Уточки и всадник
Сейчас Дмитрий делает посуду, а Ольга – традиционные свистульки.
– Самые распространённые свистульки у ижор – уточка и всадник на коне, – рассказывает Дмитрий. – Ижоры торговали керамикой в Петербурге, в том числе на Знаменской площади (ныне площадь Восстания. – Прим. ред.). В начале XX века там был установлен памятник императору Александру III. Наши гончары заметили, что царь похож на ижорского всадника. Тогда они надели на него погоны и казачью папаху – и у мастеров появился свой император на коне.
Свистулька "Император".
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото: