Идея брать деньги в ресторанах за бронирование далеко не новая. Активно внедрить её в жизнь пыталась Федерация рестораторов и отельеров еще в мае 2019 года. Мера должна была увеличить ответственность гостей, а рестораторов защитить от потери прибыли. Однако дело так и осталось на уровне обсуждений. Впрочем, далеко не у всех.

В конце июня 2020 года, после первой волны пандемии, в Петербурге разрешили работать летним террасам. Изголодавшиеся люди массово вылезли на улицы в поисках "еды и зрелищ", и ажиотаж был небывало высоким. Тогда некоторые заведения стали вводить депозиты за место за столиками на улице.

Деньги просят лучшие

В этом году некоторые предприятия общественного питания снова ввели подобную практику. Так, при попытке зарезервировать столик в ресторане авторской кухни Birch появляется следующее предупреждение:

"Дорогие друзья, бронирование в основном зале происходит на основе предоплаты в размере 2000 руб. за одну персону. В случае отмены бронирования позднее чем за 3 дня до даты визита предоплата не возвращается".

К слову, поужинать в этом месте и так довольно проблематично: свободных столов по вечерам не найти практически на месяц вперед. Ресторан неоднократно становился победителем различных наград и премий, последнюю из которых получил недавно, в четвертый раз возглавив рейтинг Wheretoeat St. Petersburg. Такая же политика у ресторана Osteria Betulla. И хотя они тоже на слуху, со свободными столиками проблем там нет: в декабре доступны все даты на любое время.

Кстати, заведение, занявшее второе место в рейтинге Wheretoeat St. Petersburg – Bourgeois Bohemians, также берет предоплату. Но делает это только в пятницу вечером и в выходные дни. Составляет она всего 1000 руб. с человека, и вернуть её можно, отказавшись от стола за сутки.

Справка не нужна

– Не понимаю, к чему такие драконовские меры? – пожаловалась Metro путешественница из Москвы. – Они же ничего не теряют, к ним и так очереди. Если человек не смог прийти, он сам себя наказал. Я очень хотела поужинать в Birch, но сейчас все кругом болеют, и предсказать, когда ты сляжешь, за пару дней не всегда возможно.

Мы позвонили в ресторан, честно представились журналистами и попытались выяснить, что будет, если у человека случился форс-мажор за несколько часов до выхода.  

– Мы рассматриваем все индивидуально. В каком-то исключительном случае, если какая-то болезнь, то, естественно, мы вернем предоплату. Конечно, идем гостям на встречу, – поделилась с нами администратор. 
Предоплата должна увеличить ответственность гостей.

Предоплата должна увеличить ответственность гостей.

pixabay

Фото:

Имеют право, но его легко оспорить

Мы также позвонили в единый консультационный центр Роспотребнадзора, где нам объяснили, что брать предоплату с нас действительно имеют право и даже могут её не возвращать. Однако всё это должно быть прописано в договоре (на бумажке) и скреплено печатями и подписями. Иначе вы вполне можете вернуть свои денежки.

– Можно брать деньги за фактически оказанные услуги. А бронирование – это услуга. Но вы должны с этим согласиться, и это должно быть определено договором, а не так, что вам по телефону сказали: дайте денег. В последнем случае они не имеют права ничего удерживать. Если вы договор не подписали, то сможете средства вернуть через суд. Более того, даже если подписали бумаги, можете обратиться в суд, чтобы он проверил их законность. Что касается бронирования онлайн через сайт, то сейчас много электронного документооборота, и разрешение такого вопроса представляет определенные сложности. Суды принимают документы и в электронном виде тоже, но они могут посчитать, что договор заключен ненадлежащим образом. И, скорее всего, если у вас не будет письменного договора на бумажном носителе, суд вы выиграете.