Чиновники предлагают запретить фотографировать печатные издания в магазинах. Эта инициатива сразу вызвала у потенциальных покупателей вопросы

В начале сентября Минпромторг опубликовал проект постановления, которое налагает тотальные ограничения на фотографирование книг – то есть по сути предложил ограничить "права потребителей", но защитить права авторские.

В пункте 78-м опубликованного на сайте ww.regulation.gov.ru документа значится: "Недопустимо копирование и фотографирование книг и непериодических печатных изданий (брошюр, альбомов, картографических и нотных изданий, листовых изоизданий, календарей, буклетов, изданий, воспроизведённых на технических носителях информации) на территории торговых объектов до приобретения этих изданий". Инициатива вызвала бурное обсуждение – и возмущение! – в соцсетях. В Северной столице к книгам  отношение особое: в 2017-м Петербург был признан "Литературным флагманом России", а по результатам 2019-го занял 2-ю строчку в топ-5 самых читающих городов страны. Metro выяснило у петербуржцев, имеющих к книгам самое непосредственное отношение, как они относятся к инициативе Минпромторга.

Андрей Аствацатуров, писатель:
"Честно говоря, логика у Минпромторга очень странная. Во-первых, книжные магазины в основном не являются государственной собственностью, они частные. Потому они сами должны решать, разрешать посетителям фотографировать книги или запрещать. Наоборот, если человек снимает, вывешивает пост и указывает, где можно достать это издание, магазину от этого прямая польза! И автору – тоже… Если рассматривать инициативу в контексте защиты авторских прав, то и это смешно: книжку можно один раз купить, совершенно спокойно оцифровать и выложить на пиратский сайт – у пиратов достаточно для этого средств, я уверен".

Михаил Иванов, совладелец одного из самых известных книжных магазинов Петербурга "Подписные издания"
"Уж не знаю, кто просил Минпромторг об этой инициативе, но в целом такой проблемы не существует. Зато есть высокая налоговая нагрузка, невозможность получить кредиты, низкая покупательская способность и много-много того, над чем действительно нужно работать. У нас в магазине люди могут делать с книгами всё, что хотят, если это не портит сами книги и не ограничивает права и свободы других покупателей. Если честно, не знаем, что мы должны будем предпринять, если это предложение будет принято на законодательном уровне,  но мы ничего предпринимать не собираемся и исполнять такие решения не будем. А чиновникам советуем консультироваться с представителями отрасли и читать побольше хороших книг".

Роман Речкин, магистр частного права:
"Непонятно, на защиту какого и чьего нарушенного права направлено это предложение. Объектом авторского права в книге является, прежде всего, сам текст. Если кто-то снимает обложку, то авторские права на книгу не нарушаются – текста просто не видно. Если говорить о внутренних страницах, то есть о тексте, то небольшие фрагменты текста публиковать можно, но объём публикации должен соответствовать целям цитирования: к примеру, вы рассказываете о книге и приводите небольшой кусочек, который даёт только общее понимание о произведении, в информационных или литературоведческих целях. "Ничьего" текста, который можно использовать по своему усмотрению, не бывает: правообладатель должен дать вам разрешение на любое использование его произведения. Если вы начнёте кусками копировать чью-то книгу, чтобы раскрутить свой блог, – это нарушение. Автор сможет обратиться в Роскомнадзор и попросить заблокировать вашу страницу по мотиву нарушения авторских прав на произведение, а если захочет денежной компенсации – то вправе обратиться в суд".