В Петербурге опять активно обсуждают судьбу Охтинского мыса. Пока владеющая территорией компания демонстрирует "концепцию её развития", защитники уникального археологического памятника настаивают на полной его неприкосновенности

На Охтинском мысу планируют построить "высокотехнологичный инновационный комплекс" с офисами, общепитом, клиникой и спортцентром. На этом месте в XIII веке была крепость Ландскрона, 300 лет спустя – Ниеншанц, где бывал Пётр I. В 2001-м государство признало это место археологическим памятником, сегодня он оказался под угрозой – во второй раз. В 2007 году горожане уже отстаивали мыс, и владеющий участком "Газпром" перенёс 400-метровый небоскрёб на Лахту. Новый проект на порядок ниже – "всего" 28 метров. Но активисты бьют тревогу: огромный хрустальный корабль невозможно построить "пятнами", ничего не уничтожив.

– Остатки Ландскроны и Ниеншанца прекрасно читаются в ландшафте мыса. Это типичный археологический памятник – если не мирового, то европейского масштаба, и по закону он должен быть сохранён там, где найден, – беспокоится археолог РАН Пётр Сорокин, в 90-х проводивший раскопки на мысе. – Свободной для застройки территории здесь почти нет, тем более что нужно сохранять ландшафт вокруг объекта. Если "Газпром нефть" реализует свой проект, шансов спасти памятник не будет.

"Только" треть
Экспертиз, показывающих, что нужно сохранять, было несколько. Одну делал Казанский университет: она выделяет лишь несколько участков эпохи неолита, Карлов бастион и два могильника – именно их включил в предмет охраны КГИОП. По закону эти объекты культурного слоя могут быть раскопаны и затем разобраны. Экспертиза ВООПИиК, предполагающая сохранение всего мыса и самого Ниеншанца, во внимание принята не была.

– Компания не определяет площадь археологического памятника. Вопросы, связанные с объёмом объектов культурного наследия, находятся в компетенции государства, – уточняют Metro в "Газпром нефти". – На нашем участке расположена лишь треть объектов культурного наследия – 0,8 гектара. По предварительным оценкам, проект может быть реализован в течение 4–5 лет после получения разрешения на строительство. Стройконтроль и надзор осуществляют соответствующие госорганы, в том числе в части охраны объектов культурного наследия – КГИОП.

Битва состоится в суде
За охтинские объекты сейчас бьются Совет по сохранению культурного наследия, ВООПИиК и юристы: они в суде пытаются оспорить решение КГИОП, принятое в ноябре 2019-го и определяющее, что входит в предмет охраны крепости Ниеншанц.

– Мы считаем, что это решение было принято без достаточных на то компетенций, такие полномочия есть лишь у Минкульта, – объясняет юрист Александр Новиков. – О перспективах говорить рано, позиция КГИОП нам неизвестна, не хватает многих документов. Но даже с позиций здравого смысла объект должен быть максимально сохранён как культурный памятник, застройки здесь допускать нельзя.

Активные действия по защите мыса градозащитники тоже планируют.
– Мы запустили петицию на Change.org, подали запросы во все органы власти и организовали пару десятков пикетов, – перечисляет общественник Красимир Врански. – Ограничения на массовые мероприятия нам не помешают,  придумаем что-то ещё.

Сергей Бобашев, руководитель проекта LifeDeluxe.ru:
 
- Может быть несколько причин, почему "Газпром" не оставил свои намерения по застройке локации. В первую очередь, потому, что место неплохое.  Просто здесь два момента: Газпрому это пятно не продать за те деньги, за которые это было бы ему интересно сделать. Во-вторых, место действительно очень хорошее и неплохо подошло бы для строительства объектов недвижимости как рекреационной функции, так и общественно-деловой. Реализация жилых проектов здесь едва ли возможна с точки зрения назначения земли. Наверное, здесь возможно строительство апартаментов, в лучшем случае. Так или иначе, любое жилье было бы здесь востребовано.
На счет "золотой" земли, я бы не сказал, что это однозначно так. Но в центре города таких лакомых кусков действительно очень мало. Другое дело, в силу истории этого проекта проблем достаточно много.
Единственный серьезный минус этой территории – ее сложная транспортная доступность. Это и не позволило в свое время дожать историю с "Охта Центром". Нужна ли рекреация или деловая функция там сейчас?  Думаю, она была бы востребована местными жителями однозначно.