В России повысили пенсионный возраст, но при этом приняли законы, которые призваны защитить будущих пенсионеров. О том, как они будут работать, Metro рассказал Александр Кротов, руководитель Государственной инспекции труда в Петербурге

В России реформируют пенсионное законодательство. Принят закон по защите людей предпенсионного возраста от увольнения. Насколько этот механизм может быть эффективным? Смогут ли штрафы до 200 тысяч рублей защитить сотрудников? Будет ли трудовой инспекции в этом случае выделены дополнительные полномочия по проверке работодателей, усилится ли контроль?

- Закон по защите граждан предпенсионного возраста от увольнения является необходимой мерой для защиты работников и соискателей. Органы государственной власти, в частности,  контрольно-надзорные органы, к которым относится Государственная инспекция труда, выполняют свои функции в соответствии с законодательством. Данный законопроект был необходим для того, чтобы государственный аппарат смог встать на защиту людей предпенсионного возраста. Штраф в 200 000 рублей – это лишь одна из предусмотренных мер, которые могут быть применены к правонарушителям. Другими мерами являются наложение штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов. Если ответственное лицо имеет доход более 200 000 рублей за полтора года, а так обычно и бывает, то наложение взыскания исходя из размера дохода может существенно повысить сумму штрафа. Важной мерой является то, что штраф налагается в рамках уголовного, а не административного права. Нарушитель станет уголовным осужденным, что нанесет серьезный ущерб личной и деловой репутации.

Важно учитывать готовность государственного аппарата  применять меры к восстановлению прав работников предпенсионного возраста. Такая воля у Государственной инспекции труда есть. В Санкт-Петербурге трудовая инспекция обладает высоким уровнем решимости привлекать виновных к ответственности за нарушение трудового законодательства. Более того, Правительство Российской Федерации вело полноценную подготовку к реализации закона. На руководство муниципальных районов и межведомственные комиссии по снижению неформальной занятости были возложены обязанности по координации взаимодействия с работодателями. Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят мероприятия по разъяснению положений законопроекта и последствий нарушения прав граждан предпенсионного возраста. В инспекции Санкт-Петербурга усилен контроль над обращениями данной категории граждан. В ГИТ СПБ еженедельно формируется отчет о количестве поступивших жалоб, по которым сразу начинается реагирование. Работает "Горячая линия", при звонке на которую, сотрудники инспекции готовы дать консультацию пострадавшим (Телефон горячей линии 8(812)747-33-96. Режим работы: понедельник – пятница с 9:00 до 18:00). Поэтому хочу предостеречь от попыток нарушить права граждан. Подобные попытки будут адекватно оцениваться в Государственной инспекции труда.

Как вы оцениваете ситуацию с охраной труда в Петербурге в настоящее время, исходя из обращений в трудовую инспекцию? Как их много, какова динамика год к году?

- За 9 месяцев 2018 года в Инспекции зарегистрировано 993 обращения граждан по вопросам нарушения их прав в области охраны труда. За аналогичный период 2017 года – 1220 обращений.

Мы наблюдаем позитивную тенденцию. Работодатели стали реже допускать нарушения порядка проведения обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, проведения специальной оценки условий труда и иных нарушений организационного характера. В этом году наиболее частыми стали нарушения по вопросам разработки системы управления охраной труда, несоответствия технологического оборудования нормативным требованиям охраны труда, отсутствие технологической документации на производственное оборудование.

Положительная динамика достигнута благодаря успешной работе инспекторов и тому, что мы идем в ногу со временем, активно используем  электронные сервисы, которые способствуют повышению уровня грамотности работодателей в вопросах охраны труда и трудового законодательства.

 Каковы основные жалобы, с которыми к вам обращаются?

- Начиная с 2010 года и по 2016, мы наблюдаем неуклонный рост количества обращений граждан с 7121 до 30 236. Но не могу сказать, что культура работодателя за эти годы принципиально изменилась.  Рост количества обращений, в первую очередь, был обусловлен повышением правовой грамотности работников и готовностью отстаивать свои права.  Последние годы ситуация поменялась. В 2017 и 2018 году мы видим снижение динамики количества обращений. В 2017 году их было 24 905, а в первом полугодии 2018 – 11 151. Это достаточно существенные изменения. Данное обстоятельство связано с эффективной деятельностью Инспекции труда. В настоящее время, политика инспекции – это действие на опережение, профилактика. Мы стремимся создать условия для того, чтобы предупредить возможное нарушение трудового законодательства. Очень полезным и удобным сайтом для этой цели является Онлайнинспекция.рф. Сервис сайта "Электронный инспектор" не только позволяет обратиться гражданину в Инспекцию, когда его права нарушены, но и дает возможность работодателю провести проверку выполнения норм трудового законодательства.  Благодаря  "Электронному инспектору", работодатели смогли сэкономить  8,9 млрд. рублей. Постепенно бизнес начинает сам себя контролировать. При этом растет понимание и того, что мы не бросим работника в беде. Главное чтобы работник сам не создал такие условия, чтобы ему нельзя было помочь.

Большинство жалоб поступает на несвоевременные выплаты заработной платы, отказ от заключения трудового договора, а также принуждение к увольнению. Последнюю проблему решить оказывается проще всего. Много заявлений поступает на то, что работодатель прекращает выполнение своих обязательств перед работником,  с которым у него не заключен трудовой договор.  Это самый сложный случай, так как, работая без трудового договора, работник полагается исключительно на честное слово работодателя. Говоря простым языком, нет доказательств, что работодатель что-то должен работнику. В таком случае, обстоятельства нарушения права работнику придется доказывать в суде.

Насколько хорошо в Петербурге сотрудники компаний знают трудовое законодательство? Судя по сообщениям в СМИ, многие обращения к вам связаны с тем, что люди, работающие неофициально, пытаются затем получить заработанные деньги. Но по факту они, разумеется, не могут ничего доказать даже через суд. И государство в этом случае их не защищает. То есть люди поставлены в такие рамки, когда им предлагают работать неофициально. 

- Некорректно формулировать проблему в категориях  "государство не защищает". Государство создало все необходимые инструменты защиты, но если работник сам делает все чтобы выйти из-под защиты этих инструментов, как может быть виновато государство? Поэтому я бы не стал рассматривать всех работников исключительно как жертв обстоятельств. Граждане, соглашаясь работать неофициально, часто делают это добровольно, находя выгоду в увеличении заработной платы за счет  отказа от необходимых отчислений. Выбирая прибавку к зарплате в 1-3 тысячи рублей, работники наносят ущерб своей пенсии. Никто не хочет, чтобы в стране были малообеспеченные пенсионеры, поэтому заботиться о своей пенсии следует уже сегодня. Граждане, которые бегут за "длинным рублем", должны понимать, что  не только ставят себя в уязвимую позицию перед работодателем, но и  нарушают закон, так как уходят от налогообложения. Существенная доля бюджета формируется за счет отчислений работодателей и работников. Давайте вспомним, что пенсионный фонды – это по своей сути инвестиционные фонды, т.е. катализатор экономики страны. Их эффективное функционирование позволяет развивать экономику и предупреждать инфляцию. Если мы сами не стремимся наполнять бюджет, то, как мы можем требовать выполнения социальных обязательств от государства? Поэтому так важно работать официально.

Хотелось бы окончательно добиться того, чтобы мы своевременно разъясняли гражданам негативные последствия неформального трудоустройства. Если в культуре гражданского общества будет престижно соблюдение трудового законодательства в первую очередь работником, то работодатель не сможет вступить с ним в молчаливый сговор и обмануть государство, а затем и работника. Мы можем дисциплинировать работодателя только тогда когда идем единым фронтом с работником.

 Трудовым инспекциям могут предоставить право принудительно взыскивать задолженность. Во всяком случае с такой инициативой выступили в Минтруде весной. Как вы относитесь к ней? Насколько в Петербурге существует проблема с невыплатами по зарплате? Как с этой проблемой борются?

- С начала года, государственные инспектора добились ликвидации задолженности перед жителями города в размере 1 млрд. 574 млн. рублей. Денежные средства были выплачены 23 403 петербуржцам. В настоящее время имеется задолженность, но все эти случаи Инспекция держит на контроле. Даже если организация становится банкротом, мы пытаемся принять все необходимые меры к ликвидации задолженности. Примером служит АО "Завод Лиссант". Он является организацией банкротом, задолжавшей сотрудникам порядка 120 млн. рублей. Наша задача добиться того, чтобы реализация конкурсной массы, во время процедуры банкротства, пошла на оплату труда работников. С момента внесения в реестр задолженности по зарплате выплачено чуть более 69 млн. рублей. В октябре планируется погашение еще 10 млн. рублей. Скорость погашения зависит от мастерства конкурсного управляющего. Но могу Вас заверить, что мы проследим за тем, чтобы все долги перед работниками предприятия были погашены.

Согласно законопроекту "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)" решение о принудительном исполнении может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании, при отсутствии сведений о его исполнении. Данное Решение является документом, который направляется судебным приставам для исполнения. Пока законопроект не утвержден. Принятие данного законопроекта предоставит дополнительные полномочия, благодаря которым, мы сможем ускорить процесс выплат пострадавшим, что очень важно.  Инспекция готова в любой момент взять на себя дополнительные полномочия, которые могут быть нам переданы.

Многие люди боятся обращаться в Трудовую инспекцию даже в случае, если их трудовые права грубо нарушаются. Часто такое происходит в бюджетных организациях. Работники не хотят портить отношения со своими начальниками. Что здесь можно сделать?

Каждый работник должен решать сам, готов ли он портить отношения с работодателем, если тот хочет нарушить его права: либо работник  борется за свои права, либо соглашается жить ущемленным. Государственная инспекция труда в Санкт-Петербурге получает жалобы сотрудников из бюджетных организаций. Этих жалоб меньше, по сравнению с частными компаниями. В государственных организациях надзор за соблюдением трудового законодательства выше, но это не означает, что не бывает отдельных случаев некомпетентных действий. Если существует миф о том, что у нас к бюджетным организациям особый подход, то он ошибочен. Для нашей Инспекции на первом месте соблюдение трудовых прав и закона. Мы не делаем никаких поблажек государственным учреждениям.  Мне кажется, что страх подавать жалобы у работников бюджетных организаций и частных одинаков. Это чувство, которое является следствием потери ощущения безопасности. Но для того, чтобы не оказаться на зыбкой почве необходимо требовать официального оформления.  Тогда у нас будут все возможности для защиты Ваших прав.