На улице можно увидеть сам трамвай МС, а в Музее Оранэлы изучить устройство его кабины. Водительский табурет, контроллер для управления скоростями, аварийный тормоз, стальной каркас – "начинка" одного из раритетных петербургских составов теперь стала экспонатом.                

"Это подлинная кабина трамвая, которые выпускались на Путиловском заводе. Они ходили по Стрельнинской линии до войны и после тоже", – рассказывает Metro основатель музея Сергей Баричев.

Топкие места

Стрельнинской линии, или неофициально Оранэле (Ораниенбаумская электрическая линия), посвящен весь музей. В его стенах хранится более 200 экспонатов. Историю первой русской электрички можно проследить по старым картам, черно-белым фотографиям, макетам-реконструкциям.

В музее Оранэлы есть мини-модели всех трамваев, которые ходили по стрельнинской линии.

В музее Оранэлы есть мини-модели всех трамваев, которые ходили по стрельнинской линии.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

"Это участок Оранэлы в Стрельне по состоянию на 1925 год. Он создан по архивным фото, – продолжает Сергей Баричев. – В то время трамвай был популярным транспортом. Это такая полуэлектричка, полужелезная дорога, проходившая через топкие места, которые до сих пор непроходимые".

На соседнем стенде виднеется диорама событий времен Великой Отечественной войны. Снег, черный дым и две разбитые "американки" – так выглядела Оранэла в 1942 году.       

Реконструкция событий 1942 года.

Реконструкция событий 1942 года.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

"Немцы наступали на Ленинград именно в этом направлении. Чтобы не допустить их прорыва, из депо выгнали трамваи, заложили их мешками с песком и сделали такие баррикады", – рассказывает основатель музея. 

"Стиляга" и "аквариум"

Собраны здесь и мини-модели всех составов, которые когда-либо ходили по Оранэле. В "азбуке" стрельнинских трамваев ЛМ-57, больше известный как “Стиляга”; ЛМ-68, который за верхнее остекление горожане прозвали "аквариумом". Из стройных рядов электротранспорта выбивается паровоз.

"Во время войны ходил такой маневровый паровоз. Он развозил муку по магазинам, – поясняет Сергей Баричев. – Вообще особенность Ленинграда в том, что он сам себя обеспечивал трамваями".

Правнук писателя

Водительская книжка Достоевского – еще один ценный экспонат в коллекции Музея Оранэлы. Правнук великого писателя Дмитрий Андреевич больше десяти лет проработал водителем трамвая на Стрельнинской линии. Документ он передал лично, вместе с табличкой маршрута №36.

Водительская книжка правнука Достоевского, который больше 10 лет проработал водителем трамвая на маршруте №36.

Водительская книжка правнука Достоевского, который больше 10 лет проработал водителем трамвая на маршруте №36.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

"Он с детства мечтал стать водителем трамвая", – добавляет собеседник Metro.

Для желающих поностальгировать здесь есть рабочий билетный компостер и трамвайные проездные.  

"Коллекция билетов разных лет, есть и счастливые. Тут, кстати, у нас квесты проводятся, и одно из заданий – найти счастливый билет", – говорит Сергей Баричев. 

Дачная местность

Музей Оранэлы – единственный в России, посвященный не просто истории трамваев, а конкретной железной дороге. Он располагается в здании бывшей Княжевской подстанции. Такое внимание к Стрельнинской линии неспроста. Она в своем роде особенная, начиная от этапа ее зарождения, заканчивая строительством. 

Участок Оранэлы в Стрельне, по состоянию на 1925 год.

Участок Оранэлы в Стрельне, по состоянию на 1925 год.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

"Появляется Кировский завод. Та часть, которая ближе к городу, становится промышленной окраиной, а то, что от Автово и до Стрельны, уже считается дачной местностью, – рассказывает Сергей Баричев. – Там вырубают деревья, нарезают дачные участки, и летом люди здесь начинают активно жить. По некоторым данным, в теплый сезон вдоль Петергофской дороги расселялись от 100 до 200 тыс. человек".

Аналог маршрутки

Возникает острая необходимость в общественном транспорте.    

"Были извозчики, и еще ходил такой транспорт, как омнибусы, это карета на несколько человек – аналог современной маршрутки. И вот тогда возникла идея построить нормальную электрическую железную дорогу, причем именно ж/д, а не трамвайную", – говорит эксперт.

Линия закладывается в 1913 году, но приступить к ее строительству так и не удается. На пути Оранэлы встали Первая мировая война и две революции.

"В три смены дымил Путиловский завод, он работал для фронта. Поэтому был построен маленький участок от Нарвских ворот до сегодняшнего Кировского завода для того, чтобы подвозить рабочих. Были уложены рельсы, но по ним пустили трамвайчик", – объясняет основатель музея.  

После Великой Отечественной войны трамваи начинают ходить в Сосновую Поляну, а в 1952-м – в Стрельну.

В будние дни познакомиться с экспозицией Музея Оранэлы можно бесплатно. В выходные здесь проходят экскурсии с гидом.