Виртуальный художник

Посетителей новой выставки в Эрмитаже встречает сам Да Винчи. Вернее, его виртуальная копия.

"Можно заметить различия между правой и левой частями работы. Например, Мадонна и Креститель завершены благодаря участию моего ученика. А над ангелами и Иисусом поработал я лично. Взгляните, как анатомически правильно я изобразил ухо у Иисуса, а у Крестителя оно нарисовано чисто схематически", – рассказывает цифровой двойник Да Винчи.

В зале представлено три картины, которые мог написать итальянский живописец.

В зале представлено три картины, которые мог написать итальянский живописец.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Проекторы транслируют на стене фигуру живописца, а в другой части зала с помощью VR-очков можно погрузиться в процесс исследования главных экспонатов выставки "Новые загадки картин Леонардо да Винчи". К этим трем полотнам, как предполагают эксперты, приложил руку легендарный живописец.   

"В музейном мире бывают такие волны – сначала все Рембрандтом интересовались, сейчас Леонардо. Новейшие технологии, возможности более тщательно изучить технику, краски, документы позволяют детально посмотреть на работы, которые относятся к кругу Да Винчи, и определить, насколько рука Леонардо в них присутствует", – рассказывает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

VR-технологии позволяют посетителям узнать, как исследовали картины.

VR-технологии позволяют посетителям узнать, как исследовали картины.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Свободный левша

Первая работа  "Битва при Ангиари" из коллекции Музея христианской культуры. За эту картину Да Винчи взялся в 1503 году, но из-за штукатурки, которая отвергала краски, закончить ее не удалось. Есть несколько вариантов битвы, но та, что в Петербурге, вызывает особый интерес специалистов. Наклон штрихов выдает, что картину написал левша, кем и был Да Винчи. Еще одно доказательство авторства итальянского гения  свободная манера наброска.

"Это такая дискуссионная выставка. Ее создатели предполагают, что в этом всем участвовал Леонардо", – говорит Михаил Пиотровский.

"Мадонна в скалах" из коллекции музея христианской культуры.

"Мадонна в скалах" из коллекции музея христианской культуры.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Вторая картина из Музея христианской культуры, "Мадонна на скалах", отличается художественной мягкостью и плавными переходами света и тени, что также характерно для Леонардо Да Винчи.   

"Большая загадка, почему эти картины не были известны раньше. Но это очень часто бывает, когда работы хранятся в частных коллекциях и не выходят на аукционы", – рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Купцова.

"Мадонна" также создана в нескольких экземплярах. Первый хранится в Лувре. Его Да Винчи написал в 1483-1484 годах для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо Гранде в Милане. Однако вместо этого картина попала в музей. Для храма была сделана вторая версия  учениками живописца под его чутким руководством. Петербургскую "Мадонну" эксперты склонны считать третьей копией.

"Ангел" – картина, которую хочется рассматривать и разгадывать.

"Ангел" – картина, которую хочется рассматривать и разгадывать.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Загадка Да Винчи

Последняя картина "Ангел" уже из собрания Эрмитажа. Она неоднократно выставлялась на временных выставках, посвященных "леонардескам"  ученикам Да Винчи.

"Ангел" – картина, которую хочется рассматривать и разгадывать.

"Ангел" – картина, которую хочется рассматривать и разгадывать.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

"Произведение "Ангел" находится в собрании Эрмитажа давно, с XIX века. Картина особенна тем, что несет в себе ту самую загадку, которую часто связывают с творчеством Леонардо да Винчи. Ее хочется рассматривать, гадать, кто здесь изображен. Юноша нарисован на темном фоне, очень миловидный, с локонами. Он буквально появляется из темноты, словно свет. Такое риторическое значение изображения", – объясняет Зоя Купцова.

Штрихи на этой картине сделаны левшой, к которым относился и Леонардо Да Винчи.

Штрихи на этой картине сделаны левшой, к которым относился и Леонардо Да Винчи.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Дилемма об авторстве Да Винчи связана с традициями северной и южной школ живописи. Первые свои работы подписывали всегда, а вторые – наоборот. 

"Например, Дюрер всегда подписывал свои картины. Он очень боролся за авторское право. В Италии же многие художники не подписывались. Зачастую это и не требовалось, потому что было очевидно, кто автор, – продолжает куратор. – Леонардо не подписывал произведения, тем более монументальные, такие как "Тайная вечеря".

Подискутировать о творчестве Да Винчи в Эрмитаже можно до мая 2024 года.