Если бы сработала машина времени и Дени Дидро переместился в 2023 год на выставку в Эрмитаж, ему бы не понравилось, смеется куратор Анна Виленская. Знаменитый француз был очень строгим критиком.
“Он бы все раскритиковал! – говорит эксперт. – Дидро был человеком очень широких взглядов, его много чего интересовало: картины, наука, живопись, скульптура, литература, театр. Всему этому он посвящал свои статьи. Дидро, кстати, в себе сомневался. Он даже писал, что, попадая на выставку, желательно брать с собой человека знающего – например, художника, который все сможет объяснить и рассказать".
Почерк Дидро
“Салоны Дидро” – так называется новая экспозиция в Николаевском зале Эрмитажа. Через рукописные тексты французского автора посетителям раскрывается особая эпоха в искусстве XVIII века. Тогда стали набирать популярность салоны – выставки французской Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре. Они проводились, как правило, раз в год, зато обсуждались все последующие 11 месяцев.
“Выставки открывались 25 августа, в именины Людовика XIV, и продолжались примерно месяц, – рассказывает куратор. – Мы рассматриваем эту экспозицию в контексте художественной критики того времени. Философ и публицист Дени Дидро – один из наиболее образованных людей XVIII века. Он писал критические статьи и публиковал их в популярном рукописном журнале “Литературная корреспонденция”.
Быт на картинах
На салоны в Лувре пускали бесплатно. Особый подход был к выкладке картин. В верхнем ряду размещали исторические полотна, в среднем – портреты, а в нижнем – бытовые. Последние заслужили особую любовь публики.
“Бытовой жанр овладел сердцами тех, кто приходил. Там была жизнь, с которой соприкасались простые люди. И это совершенно очаровало публику! У картин Жана-Батиста Греза, который стал выставляться на салонах, собирались толпы!” – говорит Анна Виленская.
Портрет посетителя
Всего на стендах представлено более 250 экспонатов. Помимо писем Дидро здесь есть живопись, графика, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Проникнуться атмосферой прошлого можно, взглянув на гравюры.
“Очень интересны две работы Пьера Антонио Мартини. Они показывают выставки, которые проходили в Квадратном салоне Лувра в 1785–1787 годах. Мы можем рассмотреть публику, которая приходила. Это такой взгляд современника на ситуацию тогда!” – продолжает сотрудница Эрмитажа.
Картина Француа Буше “Рождество”, представленная в Николаевском зале, в салоне не участвовала, но была высоко оценена Дени Дидро.
“В Лувре была другая ее вариация, а это авторский вариант. Про эту картину Дидро написал, что она была лучше той, что участвовала в салоне”, – добавляет Анна Виленская.
Познакомиться с письмами критика и живописными полотнами можно до марта 2024 года.