Новые работы «уличных художников» появляются в Петербурге почти каждую неделю, тут же расходятся по социальным сетям и попадают даже в федеральные новостные ленты. Metro поговорило с известными представителями стрит-арта Северной столицы

В воскресенье в Петербурге появился очередной заметный стрит-арт: скульптура исторического дома Кирилловых на Большой Пушкарской обзавелась камерой слежения – вместо похищенной 4 года назад головы. Автор назвал инсталляцию «Пугало».

– Камеры, кондиционеры и реклама часто нарушают архитектурный облик петербургских фасадов, – говорит Metro художник, работающий под псевдонимом lonesome_grass, автор стрит-арта. – Однако посвящена моя работа громоздкой системе общественного наблюдения и контроля, в которой большая часть сотрудников правопорядка скована бесполезной работой. Скульптура, которая не смогла уследить за своей головой, – отличная метафора этого «театра безопасности».

Короткая жизнь стрит-арта
«Пугало» просуществовало недолго – уже в понедельник  днём камеру демонтировали.
– То, что её уже сняли, конечно, минус моей техники. Все мои работы – «невандальные», я не использую клей, монтажную пену или краску. Однако вместе с тем это и хорошо: меньше претензий у коммунальных служб. Да и вообще, рука бы не поднялась «вандалить» петербургскую историческую ценность, – признаётся lonesome_grass.
Несмотря на общественный посыл «Пугала», в соцсетях горожане сомневались, подходят ли для уличного искусства такие здания. «Коллеги по цеху» lonesome_grass объяснили – почему.

– Мне понятно, почему большинство обывателей восприняли эту интервенцию как вандализм. Во-первых, это действительно исторический фасад, во-вторых, центр города – «особо охраняемая от стрит-арта» зона, – объясняет один из самых известных уличных художников Северной столицы loketski. – Я стараюсь использовать бесхозные и бессмысленные объекты на окраинах, чтобы нанести минимальный ущерб петербургской эстетике, а в идеале, наоборот, возвысить её художественным «осмыслением».

Полицию? Обожаем!
Судьба петербургского уличного искусства (если оно появляется не по инициативе властей, как в случае с МО «Пороховые», где по заказу муниципалов нарисовали уже несколько стрит-артов) очень часто коротка и печальна. Причём касается это и признанных «шедевров».

– На нашу галерею под открытым небом в переулке Радищева кто-то пожаловался президенту РФ. Оттуда передали поручение Центральному району, – рассказывает петербуржец Олег Лукьянов. – Пришедший закрашивать рисунки жилкомсервис связался со мной – работы удалось спасти. В Петербурге нет регламента, который бы позволял размещать любой красоты произведения на стенах, поэтому нам пришлось собирать подписи под петицией на Change.org. Она «продлила» жизнь галереи на несколько недель – до осени, когда с каникул выйдет закс, который мог бы вновь приступить к обсуждению законопроекта о стрит-арте.

Между тем к уличному искусству довольно спокойно относится даже полиция.
– Вы не поверите, я обожаю нашу петербургскую полицию. За последние 10–15 лет её ряды совершенно обновились, на смену грубым постсоветским «ментам» пришли тактичные и думающие люди, которые умеют отличать вандализм от художественного высказывания, – признаётся loketski. – Меня два раза «принимали» и оба раза, ознакомившись с эскизами, вежливо отпускали. Ещё и творческих успехов желали.

В Петербурге – свой стрит-арт
У петербургского стрит-арта, уверены искусствоведы, есть своё собственное лицо.
– Наш стрит-арт имеет очень сильную связь с окружающей средой и с городом, в котором росли художники. В Петербурге немного больших работ, но развиты стикеры и постеры, – говорит Алина Зоря, исследователь стрит-арта и замдиректора музея «Невская застава». – Наши городские авторы очень находчивы, они мастерски находят новые смыслы в публичном пространстве. Но нужно заметить, что у Петербурга нет опыта согласования уличных работ с властями, как в Москве или Перми. Стрит-арты создают либо нелегально, либо на частных объектах, и в редких случаях разрешают что-то создавать  в заброшенных местах. Если бы художникам отдавали большие поверхности, мы бы получили карту Петербурга с совершенно новыми достопримечательностями.

40000 рублей – такой штраф может грозить уличным художникам по ст. 214 «Вандализм» УК РФ