Мнение мам
Виктория
Анна
Юлия
– Дочь пошла в 6,8. Она сама хотела в школу, постоянно играла дома в уроки и перемены. В садике ей уже скучно было, а тихий час – вообще отдельная проблема. В школе быстро адаптировалась, проблем с учебой нет. Не пожалели о своем решении. Но! У нее был пример старшей сестры, плюс мы ходили на подготовку к школе, а также по отзывам знакомых выбрали конкретного учителя.
Мнение учителя начальных классов
Андрей Барсуков, учитель начальных классов Третьяковской общеобразовательной школы, победитель конкурса "Педагог года"
- По вашему опыту в каком возрасте стоит отдавать ребенка в первый класс?
– Не раньше 6 с половиной лет. Дети, пришедшие в школу в возрасте на несколько месяцев раньше, не всегда могут ориентироваться в новых условиях, им труднее воспринимать программный материал. Это приводит к ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), обидам родителей, лишним нервам педагогов.
– Если ребенок умеет читать, писать, считать, значит ли это, что он готов к школе?
– Не всегда. Важна ещё и саморегуляция, то есть возможность контролировать свои действия и высказывания в течение короткого времени (10–12 минут).
Воспитательный момент тоже важен: ребенок должен понимать различия отношений в семье и коллективе, научиться контролировать эмоции.
– Какие возникают проблемы в первом классе?
– Сложности в основном связаны с амбициями родителей. Если дети посещали детский сад, им легче адаптироваться в новом коллективе. А вот "семейники" в этом процессе испытывают трудности не только в общении, но и в контроле за своим поведением. В семье они "звёзды", а в школе все равны, и им трудно смириться с тем, что их не спросили по их желанию, им не дали прочитать то, что они лучше знают. Тут возможны истерики, слезы, жалобы, конфликты.
Есть и противоположность: дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт, т.к. привыкли только к общению с членами семьи. И только через очень длительное время ситуация меняется к лучшему. Но время бывает упущено.
– В 1-м классе часто бывает у детей значительная разница в возрасте – год и более. Как избежать проблем из-за этого?
– Здесь, я думаю, от учителя многое зависит: если он сможет не акцентировать внимание на возрасте, сплотит команду, то всё получится замечательно. Знаю случаи из советской школы, когда восьмиклассницы в куклы играли. Сейчас, правда, всё занимают гаджеты.
- Знание букв, простых слогов, чтение в рамках нескольких предложений.
- Навыки написания хотя бы печатных букв.
- Окружающий мир в пределах знаний о животных и растениях, о семье, временах года, явлениях природы.
- Способность клеить, лепить.
- Умение использовать краски, различать цвета.
Ирина Хонина, детский психолог:
– Готовность к школе определяется не возрастом ребенка и даже не тем, умеет ли он читать и писать, а уровнем физического, психологического и социального развития. Дети имеют индивидуальный темп психического развития. Некоторые уже в 6 лет готовы и замотивированы к усвоению знаний в школе, а другие и в 7–8 лет сохраняют психологические черты дошкольника. Стоит понимать, что в садике знания преподносятся в игровой форме, а в школе потребуются некие усилия, чтобы усвоить информацию от учителя.
По всем этим пунктам ребенка должен тестировать детский психолог. Также советую родителям обязательно ознакомиться с учебной программой начальных классов в той школе, куда пойдет ребенок. Они во всех школах разные.