В конце марта на улицах города снова появились скутеры, доступные через приложение на смартфоне. Рассказываем, сколько это стоит и почему электросамокаты могут стать новым трендом в Петербурге. Или уже стали.
Кикшеринг – относительно новое веяние для Северной столицы, но одно из самых перспективных в плане развития транспорта. Массово мигрировать из центра в спальные районы электросамокаты начали только в прошлом году, но уже этой весной могут окончательно стать частью городского ландшафта.
Самокаты по осени считают
В общей сложности, по подсчётам Metro, к осени число электросамокатов на дорогах и тротуарах города может заметно превысить 10 тыс. штук. В Urent обещают 6,5 тыс. в течение сезона, который обычно заканчивается в ноябре (2,5 тыс. уже запаркованы и доступны для заказа). Другой крупный игрок рынка Whoosh, который первым пришёл в Петербург в 2019 году, планирует довести количество до 4 тыс. (сейчас в эксплуатации находится около половины).
Также на рынок в прошлом году вышли бренды Molnia, Bolt, Red Wheels, но там масштабы гораздо меньше. К примеру, Red Wheels анонсировал в 2020 году 80 скутеров. При этом, как отметили представители компании, точное число не разглашается до запуска, а он состоится "не раньше мая". Аргументируют это тем, что аккумуляторы самокатов плохо переносят низкие температуры.
Знай своё место!
Система работы у сервисов краткосрочной аренды электросамокатов схожая. Для того чтобы ими воспользоваться, нужно установить приложение, найти на карте ближайшую парковку и разблокировать транспорт с помощью смартфона. По каждому доступен уровень заряда (с расчётом потенциального километража и времени), а также цена. В среднем это 50 рублей за старт и 5–6 рублей за километр пути.
Два важных момента. Во-первых, укатить на своём скутере на другой конец города не получится. Есть не только "мёртвые зоны", куда система не пустит (их немного), но и зонирование в целом. Ориентироваться можно по карте в приложении. Как только вы приблизитесь к границе, самокат звуковым сигналом даст знать, что лучше развернуться.
Во-вторых, в конце пути нужно найти ближайшую парковку, отмеченную на карте, отключить таймер (а то "машина" продолжит съедать ваш бюджет) и оставить транспорт на зарядке.
От каршеринга к кикшерингу
Небольшие компании с ограниченным числом самокатов стараются разместить их в центре либо в одном районе (к примеру, Приморском). Большие игроки, напротив, стараются рассредоточить их по городу, делая упор на крупные транспортные узлы и станции метро. И даже за городом: электротранспорт, в частности, появился в Кудрово.
По её словам, часть пользователей электросамокатов отказываются от автомобиля летом, пересаживаясь на кикшеринг.
Самокаты тянутся к мостам
Как отмечает основатель Urent Андрей Колесник, прошлый год показал, что Петербург вполне может стать самокатной столицей России наравне с европейскими мегаполисами, где кикшеринг очень развит, – в частности, Стокгольмом, Осло, Хельсинки.
Петербуржцы очень любят оставлять и пристегивать самокаты на мостах, приводит забавный факт Андрей Колесник.
– Не до моста, не после, а именно на самом мосту. А закрепленные таким образом самокаты довольно быстро срезала и эвакуировала специальная городская служба. У нас нельзя завершать поездку на мосту в приложении, но пользователи пытались это делать, – комментируют в сервисе.