8 сентября – в Единый день голосования – для петербуржцев за пределами их постоянного места жительства откроют загородные избирательные участки. Эксперты уверены: это полезная и совершенно безопасная для выборного процесса практика

Петербуржцам создадут максимально комфортные условия для предстоящего голосования – об этом в конце прошлой недели в пресс-центре ИА «Росбалт» рассказали эксперты-общественники. Одно из самых важных «нововведений» – создание экстерриториальных избирательных участков. Они появятся в Ленинградской и Псковской областях: именно там расположены тысячи садовых и дачных участков петербургских избирателей, которым теперь будет не обязательно в воскресенье 8 сентября выбираться в город, чтобы отдать свой голос.  

Четверть миллиона
Возможность проголосовать появится у 240 тысяч петербуржцев, сообщил на пресс-конференции член избирательной комиссии Санкт-Петербурга с правом решающего голоса Юрий Кузьмин.  

В Петербурге уже начал работу 121 пункт приёма заявлений о включении в список избирателей по местонахождению: эта система (ещё её часто называют «мобильный избиратель») специально создана для тех граждан, которые не смогут посетить избирательные участки по месту жительства. В Петербурге возможность их создания появилась впервые, и это достаточно смелый эксперимент. Однако он – причём вполне успешно – был уже реализован на выборах мэра Москвы. Подобная практика, уверены эксперты, интересна и полезна: это значительно повышает легитимность всей избирательной кампании и даёт больше возможностей для реализации «активного избирательного права граждан».  

Всего 8 сентября будут работать 92 экстерриториальных участка: 72 расположатся в Ленинградской области и 20 – в Псковской. Несмотря на то, что петербургские участки создавались по подобию московских, стоить они будут значительно дешевле. В среднем один участок обойдётся городу в 80 тысяч рублей.

«Что касается Ленинградской области, то около 200 тысяч человек проживает в расположенных там нескольких садоводческих некоммерческих товариществах. Однако это не значит, что мы ждём 200 тысяч избирателей на наших экстерриториальных участках. На каждом из них проголосуют не тысячи, а сотни», – сказал Кузьмин. Он уточнил, что в Псковской области проживает порядка 40 тысяч потенциальных избирателей, поэтому горизбирком видит целесообразность в организации участков для голосования и там.

А вот в Новгородской области, где тоже проживает много петербуржцев, проголосовать возможности не будет: там активно проходит собственная избирательная кампания в Государственную думу – и в ней как раз и  задействованы все региональные участки.

Попросили сами
Решение о создании экстерриториальных участков было продиктовано просьбами самих петербургских садоводов и дачников, большинство из которых в Единый день голосования планирует быть ещё за городом.
«Мы получили много заявок о создании экстерриториальных участков на территории крупных садоводческих массивов. Например, в массиве «Мшинская» находится 23 тысячи садовых участков и ближе к самим выборам необходимо смотреть на количество человек, которые к тому моменту ещё останутся там», – рассказал на пресс-конференции Андрей Лях, начальник Управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга.

Закон позволяет
Создание экстерриториальных участков нисколько не противоречит выборному законодательству, считают эксперты.
«Буквально неделю назад к нам обратился штаб одного из кандидатов в губернаторы с просьбой дать правовую оценку созданию экстерриториальных участков на территории соседних областей. Могу сказать, что организация этих участков происходит в рамках действующего избирательного законодательства и это нисколько не нарушает и не воспрепятствует реализации избирательных прав граждан», – подчеркнула Алёна Булгакова, руководитель исполнительного комитета движения «Корпус «За чистые выборы».

Максимально прозрачно
На подсчёт голосов и прозрачность результатов выборов экстерриториальные участки тоже никоим образом не повлияют – несмотря на большой общественный резонанс, который вызвала новость об их создании. Эксперты нисколько не разделяют опасения в отношении таких участков. Они составляют всего пять процентов от общего числа «точек» для голосования, находящихся на территории самого Петербурга, – для выборов в целом это количество незначительно.
С этой позицией согласен и председатель избирательной комиссии Московской области Илья Берёзкин.

«При подходе к созданию экстерриториальных участков прежде всего нужно понимать, что, во-первых, это позволит пожилым людям (а именно они преимущественно проживают на территориях СНТ) проголосовать с комфортом, во-вторых, совокупное число голосующих на экстерриториальных участках – небольшое и оно серьёзно не повлияет на общий итог голосования. В совокупности здесь проголосует несколько десятков тысяч человек при общей численности избирателей в несколько миллионов. Все разговоры на тему, что это попытка манипулировать результатом – абсолютно беспочвенны. И вообще избирательную систему в ближайшем будущем ждут изменения, когда человек сможет проголосовать практически во всех удобных для него местах. Поэтому развитие экстерриториальных участков – это позитивно», – заявил он.

Наблюдатели будут везде
Для обеспечения максимальной прозрачности избирательного процесса на участках – и в Петербурге и за его пределами – важно обеспечить независимое общественное наблюдение.
Как рассказал на пресс-конференции член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и сопредседатель Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод, такая система формируется уже сейчас.

В Петербурге действует коалиция общественных сил, ведущая мониторинг подготовки к выборам и готовящая наблюдателей.  В день выборов на участках будет как минимум один-два общественных наблюдателя. Также будет создан общественный штаб, который займётся сбором и оценкой информации с участков.

«Мы заключили соглашение с общественной палатой Петербурга о взаимодействии. Мы предоставим список из ста человек, которых можно будет делегировать на дачные избирательные участки
для наблюдения за процессом».
Андрей Брод, «Гражданский контроль»