8 декабря в Петербурге пройдет концерт группы "Звери" - Рома Зверь соберет "Юбилейный", чтобы отметить свой день рождения (7 декабря), а также почтить память ленинградского рок-музыканта Майка Науменко. В фильме Кирилла Сереберенникова "Лето" Рома Зверь сыграл главную роль - он вжился в роль легендарного артиста.

Как проходили съемки киноленты, похожи ли Рома Зверь и Майк Науменко, как арестовывали Серебренникова - обо всем этом рассказал солист "Зверей".

Питерский "гроб", портвейн и бычки

- В фильме "Лето" квартира выглядит больше, чем на самом деле была у Майка. Настоящая квартира музыканта называлась "пенал", или "гроб" по-питерски. А вот наш съемочный павильон находился на Кирочной улице. Там мы встретились всей съемочной группой, в первый день нашего приезда в Петербург. Мы тогда только "обживались". Кирилл Серебренников поставил задачу - всем познакомиться и подружиться, найти общий язык. Вот в такой обстановке, на соответствующей "диете" - с портвейном и бычками в томате - провели первую ночь. Нужно было, чтобы мы были друзьями, хотя люди все разные. Все последующее время мы общались: пели песни, знакомились с Тео Ю (сыграл Виктора Цоя в фильме "Лето" - прим ред). Он осваивал русский язык - у него было всего три недели. Более того, он не знал, что ему придется учить песни Цоя. И он за две недели выучил около 10 песен. Ему показывали, как правильно зажимать аккорды, как правильно играть в стиле Цоя. Тео Ю мы нашли буквально в последний момент. Посмотрели около 300-400 кандидатов. Все они были из России, и все это было не то. Они выглядели крайне комично. И когда нашли Тео за две недели то старта съемок - это было спасение.

Кадры из фильма "Лето".

Кадры из фильма "Лето".

Все - скриншот YouTube, Другой

Фото:

Советские серые носки привезли из Лондона

- Наш костюмер искал вещи, ей привозили друзья из Лондона, Германии: джинсовые куртки, очки, значки и даже носки - все из 80-х. Ведь тогда не было белых и черных носков - были серые. Всю массовку одевали в стиле той эпохи. И вот я  выхожу на сцену рок-клуба во время съемок, смотрю на них на всех - там 200-300 человек сидит. У них молодые лица - им по 15-20 лет - а кажется, что они из прошлого. У меня старый инструмент, старые барабаны, которые кошмарно звучат, а дешевые тарелки гнутся от удара. И я незаметно погружаюсь в эту атмосферу.

Про принципиальность

- Джоанна Стингрей (американская певица, музыкальный продюсер, одна из популяризаторов советской и пост-советской рок-культуры на Западе - прим ред) привезла в Россию несколько фирменных гитар из-за границы, одну из них предполагалось подарить Майку Науменко. И вот к Майку пришел товарищ и сказал: "Тебе из Штатов привезли крутую гитару! Тебе надо прийти, забрать ее". Но он - не пришел! Не взял эту подачку. Не брал сигареты "Мальборо". То же самое - с пластинкой "Красная волна" (Red Wave - сборный альбом-сплит с композициями четырёх рок-групп СССР, вышедший в 1986 году под лэйблом Big Time в Америке и Канаде - прим ред). На этой пластинке есть все группы, кроме - "Зоопарк" и нет песен Майка! Там есть "Алиса", там есть Борис Гребенщиков, "Странные игры". А вот Науменко там нет - он считал, что это подачка, которую не стоит принимать. У него было чувство достоинства. Хотя Стрингрей нашла контакт со всеми ребятами из Ленинградского рок-клуба. За одного вышла замуж, со многими другими переспала. А вот Майк оказался непреклонен.

Мистика да и только

- В ходе съемок у нас было много страшных совпадений, мистических. 27 августа прошлого года, в годовщину смерти Майка Науменко, мы снимали сцену, как рок-музыкант отмечал свой день рождения. Мне кажется, это было одним из самых странных совпадений. Вторым совпадением были съемки в день смерти Цоя. Мы снимаем на заливе сцену знакомства Виктора и Майка. У одного из героев фильма - Скептика - по сценарию должна быть собака. Для этого специально пригласили кинолога, он привез с собой спаниеля. Но вместо него с нами в кадре - огромная чёрная собака, которая приблудилась, взялась неизвестно откуда. Она ходила между нами, практически "играла" роль, выполняла все команды. Откуда она пришла - никто не знает. И почему-то тот дрессированный спаниель побоялся выйти  из машины. Так и снимали этого черного пса. Но в какой-то момент в кадр входит Цой - и собака убегает! Больше мы ее не увидели.

Кино без режиссера

- Продолжать снимать без Кирилла Серебренникова было мучением и издевательством. Ночью пришли ребята из органов и арестовали его. Позже Кирилл прислал нам записку через адвоката: "Продолжайте снимать как сможете!". Кирилл пытался работать, он монтировал у себя дома, когда шло следствие.

Если Серебренников будет снимать еще и позовет, я пойду. Но если я продолжу съемки на постоянной основе у любого режиссера - меня замучает совесть, я ведь принципиальный человек. Зачем сниматься в том, что тебе не нравится. Тем более, пока ты снимаешься, ты меньше занимаешься музыкальной деятельностью. Мы с группой "Звери" почти год "потеряли", если можно  так сказать. У нас ведь на год гастроли расписаны. Я не жалею, но времени на съемки ушло много. Главное, чтоб режиссер нашел подход, я ведь интроверт.

Рома Зверь и Майк Науменко - разные люди

- Многие думают, что я из Петербурга - у поклонников есть странное устоявшееся мнение. Но ведь я из Таганрога! Но мой любимый город в России - Петербург, это я буду повторять всегда. Возможно, город нас с Майком и объединяет. Но во время съемок фильма меня не посетила мысль, что я и Майк едины. И роль меня не изменила никак.

Но Кирилл захотел увидеть в этой роли именно меня. Что касается грима, я заранее начал отращивать волосы. Но потом мне их еще наращивали - то есть приклеивали капсулы, часов 8 мне их клеили. Но лицо - это обычный грим, не более. Что касается общение  с родными, то, например, Ирина Старшенбаум очень много разговаривала с Натальей Науменко, женой Майка. Наташа приехала на залив, а мы почти начали снимать, я был в гриме. Это была трогательная встреча. Она меня увидела, разрыдалась и ушла. Мы-то просто актеры, а ей это все вспоминать, это ее жизнь.

Кадры из фильма "Лето".

Кадры из фильма "Лето".

Все - скриншот YouTube, Другой

Фото:

Но все же мы с Майком разные люди. Добавлю, у меня нет любимой песни "Зоопарка", "Кино". Во время съемок я не думал о перевоплощении, я выполнял задачи режиссера. Но это все равно трудно, люди на тебя смотрят, режиссер смотрит. Но были сцены интимные, когда выгнали всех, кроме оператора и звуковика. Это была сцена, когда наталья признается мужу, что хочет поцеловать Виктора Цоя. Это тяжело играть, вроде ничего интимного, постыдного, но эмоционально сложно.

Гребенщиков назвал сценарий фильма "Лето" ложью

- После выхода в свет фильма "Лето" больше всего отзывов посыпалось из Питера. Тут своеобразное восприятие музыки, отношение к музыкантам и искусству. Мнение прототипов героев фильма изменилось после выхода в прокат. Кто-то говорит: "Спасибо, что не очернили, не испоганили". Другие утверждают: "Да не так все было, мы были не такими!". Ну как Гребенщиков,допустим. Но Кирилл, кажется, хотел сказать нечто другое. Это не документальный фильм. Если вы почувствовали эту атмосферу, значит, все получилось. А остальное - не так важно. Кирилл приезжал в Питер и пытался консультироваться с людьми, которые участвовали в событиях, описанных в фильме. Не все шли на контакт. Я помню, Кирилл рассказывал: "Слушай, питерские люди, ну это вообще! Рассказывают мне: "Мы не пили, матом не ругались! Мы разговаривали, держались за ручку!".

Да они просто старые! И забыли, что пили портвейн, гуляли, бренчали на гитаре, орали в подворотнях. Время проходит, людям кажется, что они были культурнее. Кирилл встретил в Петербурге холодную стену. Спасибо большое Наталье Науменко - она поверила Кириллу и очень помогла нашему фильму.


СПРАВКА:
"Лето" – российский фильм-биография режиссёра Кирилла Серебренникова по сценарию Михаила и Лили Идовых о молодом Викторе Цое и ленинградской андеграудной рок-культуре начала 1980-х годов. Роль Виктора Цоя исполнил корейский актёр Тео Ю. Основная сюжетная линия фильма – история знакомства и отношений 19-летнего Цоя, 26-летнего Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум), а также становление Ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя.
Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля 2018 года, где получил приз за лучший саундтрек. Режиссёр Кирилл Серебренников не смог приехать на фестиваль, поскольку в это время находился под домашним арестом. В российский прокат фильм вышел 7 июня 2018 года.