Трагедия, которая произошла 1 июля в Баренцевом море, стала крупнейшей для ВМФ России за последнее десятилетие

Сколько человек находилось в подводном аппарате (предполагается, что это АС-31), неизвестно. По официальным данным, погибли 14, пятеро госпитализированы.

Министр обороны Сергей Шойгу на совещании в Североморске с членами комиссии, которая занимается расследованием обстоятельств пожара на глубоководном исследовательском судне, рассказал об обстоятельствах гибели моряков-подводников. Как сообщает ТАСС, Шойгу подчеркнул, что моряки в первую очередь из отсека, который уже был охвачен огнём, эвакуировали гражданского представителя. После этого офицеры задраили за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара по всему аппарату. Подводники до конца боролись за спасение корабля.

Петербургский клуб моряков-подводников по просьбе командования ВМФ подбирает место для захоронения. Сейчас рассматривается участок на Серафимовском кладбище рядом с мемориалом «Курска».

Командир экипажа

Уже известно, что все 14 погибших были закреплены за войсковой частью в Петергофе. Семеро – капитаны 1-го ранга, а двое из них – Денис Долонский и Николай Филин – Герои России.

Капитаном экипажа был Денис Долонский. Ему было 47 лет, окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола (ВВМУПП).

– Всего десять дней назад мы с Денисом встречались на юбилее по случаю 25-летия нашего выпуска, – рассказал Metro однокурсник погибшего Сергей Царьков. – После стольких лет службы он остался таким же, каким я запомнил его в курсантские годы: светлым и улыбающимся. Денис был нашей надеждой. Мы мечтали, что он станет адмиралом.

Написал биографию для родной школы

57-летний капитан 1-го ранга Николай Филин звезду Героя России получил год назад. Вскоре приехал к себе на родину – в деревню Красилово Новгородской области.

– Николай Иванович довольно часто у нас бывал, – рассказал Metro глава Ерговского сельского поселения, в которое входит деревня Красилово, Сергей Моденков. – Навещал сестёр, приезжал на свадьбы к племянницам. Когда он получил «Золотую Звезду» Героя, я попросил его написать для нашей школы, которую он тоже окончил, свою биографию. Филин прислал мне письмо.

Николай Филин вырос в многодетной семье, отец умер, когда ему было два года. После окончания Высшего военно-морского инженерного училища проходил военную службу в Эстонской ССР, на Северном флоте. В возрасте 25 лет получил звание капитана 1-го ранга. Вместе с женой Еленой вырастили сына и дочь. С 1987 года семья жила в Петербурге.

Вчера вечером стали известны имена ещё 12 погибших офицеров: это капитаны 1-го ранга Владимир Абанкин, Андрей Воскресенский, Константин Иванов, Денис Опарин, Константин Сомов;  капитаны 2-го ранга Александр Авдонин, Сергей Данильченко, Дмитрий Соловьёв, подполковник медицинской службы Александр Васильев; капитаны 3-го ранга Виктор Кузьмин и Владимир Сухиничев; капитан-лейтенант Михаил Дубков.

АС - 31, атомная глубоководная станция 1 ранга проекта 10831.

АС - 31, атомная глубоководная станция 1 ранга проекта 10831.

Александр Журавлев, "Metro"

Фото:


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА (офицер-подводник,  стаж службы в ВМФ – 20 лет)
- Почему на подводном аппарате было так много старших офицеров?
- В этом нет ничего сверхъестественного. На глубоководных аппаратах обычно экипаж состоит из самых опытных, а значит, старших офицеров. К тому же звание и должность не имеют прямой зависимости. А подводникам звания раздают довольно щедро – капитанами 1-го ранга можно стать в 35 лет.
- Какие задачи мог выполнять экипаж на такой глубине?
- Возможно, исследовательские. И это тоже стало одной из причин, почему в этом аппарате оказалась такая концентрация старших офицеров. Вероятно, что этим объясняется появление на судне гражданского представителя. Но и не исключено, что выполнялись какие-то другие задачи.
- По какой причине мог произойти пожар на подводном аппарате?
- Например, короткое замыкание. Длина проводов в кабельных трассах аппаратов такого типа может достигать нескольких сотен километров. Возможно, возгорание было незначительное, с ним справились. А люди могли задохнуться от угарного газа или от концентрации смеси, которую выделяет система пожаротушения. По уставу у каждого человека, находящегося в подводном аппарате, должно быть ПДУ – портативное дыхательное устройство. Оно предназначено для защиты органов дыхания и зрения людей в атмосфере, не пригодной для дыхания, и при недостатке или отсутствии кислорода в воздухе. ПДУ позволяет человеку дышать нормально в течение 20–30 минут. Но газовые смеси бывают очень коварны – у некоторых из них просто нет запаха. И люди их не чувствуют и теряют сознание.