Завтра, 21 августа, исполняется ровно 55 лет с момента приводнения самолёта Ту-124 на Неву.

Оно случилось почти за полвека до происшествия, которое в США получило название "чудо на Гудзоне".  Только подвиг  наших лётчиков так никто и не оценил.

Писатель и путешественник Юрий Туйск в 1963 году стал одним из очевидцев ленинградского "чуда на Неве". Более того, он с юности увлекался фотографией и в тот памятный августовский день смог сделать несколько снимков приводнившегося на Неву самолёта. Это было невероятной удачей, потому что милиция запрещала фотографировать место аварии и даже засвечивала плёнки. Об этом происшествии в советских газетах вышло лишь несколько коротких сообщений – и ни одного снимка.   

Опубликовать свои фотографии Юрий Туйск смог лишь в 1996 году – более чем через 30 лет после ЧП. Его снимок, который печатает Metro, облетел весь мир. А к 55-летию приводнения самолёта Юрий Туйск решил написать об этом книгу. Центр современной литературы и книги на Васильевском недавно опубликовал его труд, который называется "Как авиалайнер сел на Неву".

– Когда этому происшествию исполнилось 50 лет, я обращался в различные органы власти – в частности, к муниципалам – с просьбой увековечить память о героическом экипаже, – рассказал Metro Юрий Туйск. – Но мне сказали, что на это нет денег. Мне кажется, это несправедливо – ведь лётчики  совершили настоящий подвиг. А предлагал я поставить памятную стелу героям в парке им. Терешковой в квартале Малой Охты.

Могли рухнуть на Исаакий

Пассажирский лайнер Ту-124 компании "Аэрофлот" 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин – Москва. Вскоре экипаж обнаружил, что заклинило переднюю стойку шасси. Вернуться в аэропорт Юлемисте в Таллине было невозможно из-за тумана, поэтому диспетчеры приняли решение перенаправить самолёт в Ленинград. Там начали экстренно готовить аварийную посадку авиалайнера.

К 11 часам дня самолёт был в Ленинграде и начал летать на высоте 500 метров, вырабатывая топливо.  Пассажиры ничего не знали о том, что случилось с воздушным судном. Оно продолжало наматывать круги над городом, пролетая каждые 15 минут над аэропортом. А потом случилось страшное: сначала отказала одна турбина, а вслед за ней  вторая. При этом указатель наличия горючего, который сначала был на отметке 750 литров, теперь приблизился к нулю. Топлива в баках не было, а прибор ранее передавал некорректные данные. Самолёт оказался прямо над центром города и мог рухнуть на него. Дотянуть до Пулково он уже не мог.

– До сих пор точно неизвестно, кто же сажал Ту-124  на Неву, – говорит Юрий Туйск. – Второй пилот Василий Чеченев утверждал, что это был он. Достоверно известно, что у Чеченева был опыт управления гидропланами. Однако я считаю, что командир корабля Виктор Мостовой тоже участвовал в посадке – у этого самолёта два штурвала. Как бы то ни было, авиалайнер сначала соприкоснулся с водой хвостом, а затем опустил нос и плавно заскользил. По Неве он проплыл менее километра и остановился недалеко от Финляндского моста.

Спасло провидение

Около полудня Юрий Туйск сидел в своей квартире и пил чай. А потом услышал, как за окном его квартиры низко пролетел самолёт. Причём на недопустимо низкой высоте – около 50 метров! 23-летний Юрий выбежал на улицу и заметил, как люди бегут к Неве. Там в воде уже плавал серебристый красавец Ту-124. Его буксировал к берегу небольшой кораблик.

– Я увидел на берегу командира корабля и других членов команды – они что-то объясняли людям в форме, – говорит Юрий Туйск. – Отдельной группкой стояли пассажиры. На них от перенесённого шока не было лица. Одна женщина плакала. Младшие школьники выглядели не по-детски серьёзными. Пассажиров на автобусах отвезли на Московский вокзал.

До сих пор в "Википедии" можно прочитать, что на борту Ту-124 был будущий патриарх Алексий II.
Однако никаких документов на этот счёт не сохранилось. Да и патриархия никогда этот факт не подтверждала. Поэтому Юрий Туйск уверен, что это не более чем выдумки журналистов.

– При этом я допускаю присутствие высших сил, которые могли сыграть решающую роль в спасении самолёта, – говорит Юрий Туйск. – Неподалёку от  приводнения самолёта находится Александро-Невская лавра, рядом с которой я сам жил много лет и неоднократно убеждался, какое это непростое место.

Удачные приводнения – большая редкость

В мировой истории гражданской авиации благополучные приводнения самолётов можно сосчитать по пальцам. Зато было много трагических случаев, когда пассажиры и экипаж погибали при посадке на воду.

Самый известный в мире случай приводнения произошёл 15 января 2009 года в Нью-Йорке. У Airbus-320 отказали все двигатели. Однако 57-летний пилот Чесли Салленбергер сумел мягко посадить его на поверхность Гудзона. Никто из пассажиров не пострадал. Бывший военный лётчик вскоре стал в США национальным героем.

А в СССР был ещё один знаменитый случай приводнения: в 1972 году на водную гладь Икшинского водохранилища сел Ту-134, совершавший испытательный полёт. У самолёта на высоте четырёхсот метров отключились топливные насосы обоих двигателей, из-за чего они заглохли. Никто из членов экипажа злополучного рейса не пострадал. Самолёт в дальнейшем использовали как тренажёр.

 

Что стало с экипажем
•    Экипаж был представлен к ордену Красной Звезды, но указ о награждении власти не подписали.
•    Командир экипажа  Мостовой и штурман  Царёв по распоряжению "Аэрофлота" получили двухкомнатные квартиры. Мостовой в 1989 году эмигрировал в Израиль, где умер в 1997 году.