Ценник на такси сейчас обсуждают столь же часто, как и на продукты. А с начала сентября, когда горожане начали съезжаться в город после отпусков, на форумах и в соцсетях стало появляться ещё больше недовольных постов от клиентов такси. Жалуются на возросший ценник.

"Сейчас еду с ребёнком в городскую поликлинику из нашего Кудрово. Раньше около 400 рублей стоило, а сейчас 700 почти", пишет пользователь с ником verushla_m

"Мои направления тоже в среднем выросли на 200–250 рублей, ещё чаще стала появляться молния (повышенный спрос) и вообще ценник не адекватный на короткие расстояния", – согласна Velvinal.

"Это давно так? Ехать от ЖК "Пулковский" до метро "Звёздная" 5 минут, а навигатор предлагает длиннющий маршрут, а уже цена заслуживает отдельного восхищения – 750 рублей!", – вопрошает Theist.

По данным Росстата, ещё в июне этого года средняя стоимость поездки на такси в Петербурге выросла на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Новые требования

Уже более месяца агрегаторы и таксопарки работают по новому закону о такси (580-ФЗ). Это дополнительно ударило по ценам. Главные изменения – создание реестра перевозчиков, среди них не должно быть водителей с непогашенной судимостью и более чем тремя неоплаченными административными штрафами за нарушения ПДД. Обязательны наличие специального ОСАГО, медосмотры, сдача экзамена на знание города. В Петербурге такси должны быть исключительно белые, со светоотражающей жёлтой полосой и экологического класса не ниже Euro-3.

 Минтранс уверяет – цены в связи с нововведением не изменились.

"В большинстве регионов цены не изменились, в некоторых субъектах наблюдался небольшой рост (1–5%), что является следствием начала учебного года и возращением населения из отпусков", – говорится в сообщении ведомства.

А профессиональные сообщества таксистов бурлят от обсуждений и прогнозов.

Опрошенные Metro таксисты рассказали, что непосредственно во введении закона причин подорожания всё же не видят. Добросовестные водители в большинстве своём так работали и ранее. Но предполагают, что нововведения усугубят нехватку водителей, а также ударят по кошельку требования вроде покраски авто в белый цвет и дорогие профессиональные страховки. При этом агрегаторы нашли лазейку в законе и иногда всё же передают заказы тем водителям, которые ещё не оформили разрешение на работу. Речь идёт об аренде автомобиля с экипажем – так называемое фрахтование, рассказал один из собеседников.

В целом нововведения идут на пользу – наводят порядок в сфере безопасности перевозок. Теперь без лицензии ездить почти невозможно.

"Агрегаторы ещё летом начали отключать тех коллег, кто не прошёл фотоконтроль разрешительных документов", – говорит Артур.

И всё же в новом законе есть спорные пункты.

"Теперь водитель обязан работать не более 40 часов в неделю. С нашими тарифами это невозможно. При выполнении этого требования нужно повысить на 50% ту выручку, что была, чтобы получилась нормальная прибыль", – говорит Андрей.

"Цены растут, но мы этих денег не видим"

По словам самих таксистов, ценник повысился, особенно в часы пик. А сейчас ещё наложился фактор сезонности: в сентябре люди возвращаются из отпусков, заказов больше, а время в пути увеличивается из-за пробок, плохой погоды. Никто не отменял повышающие цену коэффициенты, такие как: час пик, количество свободных машин.

"Зачастую пассажиры сами эти коэффициенты и "накручивают", заказывая одновременно с 2–3 телефонов машину по принципу "где быстрее". Тем самым ещё больше раскручивая спрос", говорит Андрей.

Но главные причины подорожания – экономические. Сильно выросли в цене новые автомобили и запчасти, бензин, техобслуживание, страховки. Повезло тем, кто успел купить авто непосредственно до роста цен.

"Я покупал Kia Optima за 1,8 млн рублей под 9% годовых. Сейчас такой же стоит 4,5 млн и под 18% годовых. Следовательно, если я захочу обновить автомобиль хотя бы на такой же, выплаты по кредиту превысят 200 тыс. руб. в месяц", – добавляет Вячеслав.

Также никто не отменял ежемесячных трат по обслуживанию машины, которые тоже сильно выросли.

"Я каждый месяц расходую 20–23 тыс. руб. на топливо, 3600 рублей – на ТО, 10 тысяч – на страховки. На авто откладываю 15 тысяч рублей. Моя зарплата – 90 тысяч в месяц, работая 25–27 дней в месяц по 10–12 часов. Болеть нельзя, простой – сразу финансовая дыра. Некоторые запчасти надо заказывать и долго ждать. У меня недавно вышел из строя привод. Подорожал он за год на 20% и в наличии нет. В итоге ждал 7 дней, а это простой и потеря денег. Головная боль – ОСАГО. Для такси нужна страховка по специальному тарифу. Это около 100 тысяч рублей в год", – говорит Вячеслав.

Внутреннее ценообразование агрегаторов тоже вызывает вопросы, оно непрозрачно и постоянно меняется, жалуются водители.

"Яндекс" цену поднял для пассажиров, а для водителей она осталась та же. У клиента высвечивается сумма, например 650 рублей, а у водителя цена в приложении показывает 475 рублей, здесь появляется вопрос, а куда ушла разница?", – говорит Анатолий.

Среди других причин подорожания таксисты назвали отток иностранных туристов, которые ранее компенсировали низкий средний чек местных жителей, а также санкции. Медленно, но верно уходят самые популярные марки автомобилей, и автопарки уже закупают китайские авто. Но их надёжность вызывает вопросы.

"Hyundai Solaris, Kia Rio спокойно пробегали 300–400 тысяч километров без серьёзных вложений, а новый Китай не пройдёт и 200 тысяч", – говорит Иван.