Павел Волчик, преподаватель биологии одной из петербургских школ, в течение пяти лет писал роман "Четыре месяца темноты", героями которого стали ученики и учителя

Главный герой романа – молодой учёный, который на спор устраивается в гимназию учителем биологии на четыре самых тёмных месяца в году.  Но в результате остаётся работать учителем...

Автор книги нейробиолог Павел Волчик начал писать свой роман, когда ему было 25 лет.

 – После окончания университета я поработал по профессии, потом инженером в офисе и понял, что хочу преподавать, – рассказал Metro Павел. – Решил рискнуть: в разгар учебного года, в октябре, пришёл в школу. Учителя биологии там не было, и меня сразу же приняли. А вскоре я стал ещё и классным руководителем...   

Школа как жизнь

– Я не первый, кто обращается к школьной теме, – говорит Павел. – Но обычно это или чернуха, или история любви между учителем и старшеклассницей. Второго в моей жизни за шесть лет работы ни разу не случалось. О чернухе я писать не собирался. Школа, как и жизнь, разная, в ней есть всё.

Собирательные образы
•    Роман "Четыре месяца темноты" – художественное произведение. И все совпадения случайны.
•    Тем не менее почти все трагические истории, которые происходят в романе, были подсмотрены в реальной жизни.
•    В романе автор использует структуру фэнтези. По словам Волчика, это помогает детям легче освоить роман.
•    Многие прототипы уже прочитали роман "Четыре месяца темноты". По словам учителя, ни один герой на него не обиделся.

В темноте

Роман "Четыре месяца темноты" – о буднях обычной школы.

– Через год работы я получил травму: на перемене на меня упала створка шкафа, и я временно ослеп на один глаз, – вспоминает Павел. –Прозвенел звонок, в класс вошли ученики. Я стою перед ними с платком, прижатым к лицу, в шоке от боли, и понимаю, что они воспринимают эту ситуацию как шуточную. Я тогда сделал для себя открытие: дети не жестокие, просто ещё учатся сопереживать. Долго находился на больничном. Любой свет приносил боль, и я жил в темноте. Тогда и придумал сюжет и название. В течение нескольких лет появлялись новые персонажи. Эта книга для учителей, старшеклассников и их родителей. И если она поможет им понять друг друга, буду рад.

ВОПРОС-ОТВЕТ
Как часто возникает желание уволиться из школы?
Практически каждую весну. Думаю, многие учителя ставят себе границу: доработаю до конца года и уйду. Затем мы восстанавливаемся и снова идём в бой. Самые трудные – первые три года.
С каким возрастом сложнее всего работать?
Принято считать, что самые неуправляемые – восьмиклассники. По моим наблюдениям, сложнее всего с шестыми классами. В пятый после начальной школы они приходят с горящими глазами, им всё интересно. А в шестом практически у всех – рассеянное внимание. Думаю, именно в это время начинается переходный возраст.
От чего бы вы отказались в школе?
От бумажной работы. В школе, где я проработал пять лет, каждый день мне приходилось заполнять от руки 20 журналов. И не дай бог сделаешь хоть одну помарку – кошмар! Но, к сожалению, пока от этого не уйти. Поэтому к журналам приходится относиться просто как к неприятной части работы.
Ваше отношение к форме и цвету волос школьников?
В школе "Унисон", где я сейчас преподаю, школьная форма не обязательна. Но в большинстве учебных заведений это необходимость. Между детьми, родителями и администрацией часто случаются ссоры. Я за то, чтобы форма не портила отношений между учениками и учителями, надо находить компромисс. Я, например, не люблю пиджаки, мне в них неудобно. А если бы носился по школьным коридорам, как носятся дети, то умер бы от жары. А носиться – заложено в детях природой, чтобы развивать тело и реакцию. То же касается и цвета волос. Недавно я повёз школьников на экскурсию, взял с собой четырёхлетнюю дочку. В группе была девочка с зелёными волосами. Моя дочь долго смотрела на неё, потом подошла и сказала восхищённо: "У тебя очень красивые волосы! Я таких никогда не видела!" Может, устами младенца глаголет истина?