В средствах массовой информации появились сведения о новом российском препарате, способном сократить пребывание пациентов с COVID-19 на искусственной вентиляции лёгких. Рассказываем понятным языком, что это за лекарство и почему в него так верят.

Препарат относится к группе лёгочных сурфактантов. Создали его в лаборатории медицинской биотехнологии Российского научного центра радиологии и хирургических технологий им. академика А.М. Гранова в Санкт-Петербурге.

Изобрели не вчера

“Это не какая-то новая разработка. Новым его “окрестили” в СМИ, – рассказал Metro руководитель лаборатории медицинской биотехнологии Российского научного центра радиологии и хирургических технологий им. академика А.М. Гранова Олег Розенберг. – Препарат разрешён для применения новорождённым ещё в 2000 году, взрослым – в 2003 году. Эффективен он при некардиогенном отёке лёгких, или ОРДС (острый респираторный дистресс-синдром) – том, во что может превратиться эта коронавирусная пневмония. Если начать ингаляции препарата рано, когда наблюдается боль в горле, грудной клетке, температура и ещё нет одышки, то есть надежда, что можно остановить это осложнение и вирус из гортани, трахеи и бронхов не успеет поразить альвеолы, не разовьётся пневмония. Однако пока у врачей нет опыта применения препарата при коронавирусной инфекции”.

Специалист подчёркивает, что ни в коем случае не стоит называть продукт панацеей от COVID-19. С самим вирусом он не борется, но может помочь справиться с осложнениями. Если пациент находится на ИВЛ, то с применением “лекарства для лёгких” аппарат искусственной вентиляции ему требуется в среднем шесть суток. В противном случае – двадцать шесть. Но, опять же, речь пока идёт о лечении острого респираторного дистресс-синдрома от других причин.

Им ещё свиной грипп лечили

Разработка препарата велась более двух десятилетий. Он давно и успешно применяется для лечения синдрома дыхательных расстройств у детей. Как правило, такие проблемы наблюдаются у недоношенных малышей.

Годится средство и для взрослых пациентов, у которых произошли нарушения функций дыхательных путей вследствие чрезвычайных ситуаций: аварий, взрывов, ожогов, а также перенесённых тяжелых заболеваний – пневмонии, бронхита и пр.

Одним из примеров эффективности препарата была ситуация с эпидемией свиного гриппа в 2010 году. Тогда на фоне общей паники разработки наших учёных начали успешно применять в Боткинской больнице Санкт-Петербурга, в Москве, Перинатальном центре г. Тюмени и во многих других городах.

“Препарат был чрезвычайно эффективен в лечении вирусной пневмонии при свином гриппе H1N1, – говорит Олег Розенберг. – Его применяли в Петербурге, Москве, Тюмени, Пскове. Когда пациент находился на аппарате ИВЛ, добавление препарата к противовирусной терапии и реанимационным мероприятиям спасало больных. Они не умирали”.

Засветился во время чрезвычайных ситуаций

Но и это ещё не всё. Благодаря исследованиям учёных из Северной столицы удалось спасти жизни многих пострадавших во время взрыва в московском метро в 2004 году. Также в апреле 2003 года лекарство использовали для помощи пострадавшим при пожаре в школе-интернате для глухих в Махачкале. В 2009 году после пожара в клубе “Хромая лошадь” снова применялась эта разработка.