Реставрационные работы фасада петербургского дацана подходят к концу. Ремонтники меняют ступени, распиcывают забор. А внутри  храма идёт обычная жизнь.

Саян-лама, специалист по астрологии и психологии,  готовится к приёму посетителей. Перед ним – набор инструментов, который используется во время ритуалов. Колокольчик и скипетр символизируют женскую и мужскую энергию, с помощью барабана отгоняют злых духов. В курильнице жгут благовонные травы, чтобы посетители расслабились.

– Проблема людей в том, что они очень беспокойные, – объясняет Саян-лама Metro. – Мы находимся или в своём прошлом, или в своём будущем. А надо жить не через пять лет, когда будет выплачен кредит, а здесь и сейчас. При любых условиях необходимо учиться быть счастливым, принимать жизнь как данность. Несправедливости не существует, в жизни всё закономерно. Мы получаем то, что заслуживаем, и никто не может нас наказать. Вот эти простые вещи я и пытаюсь объяснить людям, помогаю навести порядок в их головах. Будда говорил: всё взаимосвязано, всё состоит из частей. Наши страхи – это сложная конструкция. Если её разобрать на множество деталей, то проблема будет решена.

Саян-лама составляет гороскопы. Подсказывает посетителям, чего им опасаться: какие цвета не надо носить, от какой из стихий лучше держаться подальше, какой орган стоит поберечь. В соседних кабинетах принимают посетителей другие ламы. Через толстые стены дацана слышно, как работает дрель. Но буддистам эта «музыка» не мешает.

После приёма собираются на молебен. Саян-ламе нужно настроиться, ведь он запевала, задаёт тон и такт молебна. Может ускорить или замедлить пение.

– Это очень ответственная миссия, от меня зависит, насколько стройным будет пение. Ведь на службу приходят много людей. 100 лет назад дацан открыл свои двери для всех, и сейчас его посещают не только буддисты. Кто-то рассматривает дацан как памятник архитектуры, кто-то идет сюда как в больницу, для других это храм. И мы не делим людей на бурятов и европейцев, на буддистов и небуддистов. Мы рады всем.

Большая стройка. У буддийского храма появится выход к воде

К 100-летию территория петербургского дацана увеличится. Уже переданы в собственность храму здание туалета Водоканала и сарай.

– Бывший туалет мы уже отремонтировали, – рассказывает Metro  Буда Бадмаев. –  Здесь будут проходить трёхдневные ретриты Будды сострадания – Авалокитешвары. Группа закрывается на три дня: первые сутки люди отказываются от еды, вторые сутки ничего не пьют, на третий день не разговаривают. Человек проходит через голод и жажду и начинает смотреть на мир с любовью и состраданием. В общем, это здание будет использоваться в наших основных целях.

В переданном сарае станут хранить инструменты, метлы, вёдра, грабли – всё необходимое для проведения субботников.

 – В этом году у нас появится прибрежный участок земли, – говорит Бадмаев. – Справа от входа в ЦПКиО, как и 100 лет назад. Именно там мы будем проводить буддийские ритуалы – например, высыпать мандалы. Участок облагородим, разобьём небольшой парк, который станет местом отдыха для петербуржцев и гостей города.

Буддисты надеются, что дом №93 по Приморскому проспекту, построенный в 1909 году как общежитие для лам, также будет принадлежать  храму. Но для этого потребуется договориться с жильцами и всех расселить.

Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» в Петербурге возводился с 1909 по 1915 год.

•    21 февраля 1913 года в храме была проведена первая буддийская служба, приуроченная к 300-летию российской династии Романовых. Торжественное открытие и освящение состоялось через два с половиной года.

•    После 1917-го дацан национализировали. В годы Великой Отечественной войны здесь находилась радиостанция, потом – лаборатория Зоологического института.