Монумент, посвящённый российскому поэту-символисту, появился в сквере у дома, где жил и творил Блок. Бронзовая скульптура высотой 3,6 метра установлена под наклоном: по замыслу автора Евгения Ротанова поэт задумчиво идёт по улице, подавшись корпусом вперёд.

Сбылась мечта

Образ Блока вдохновляет скульптора Евгения Ротанова больше 60 лет.

– Когда я ещё был студентом, мне попался в руки том стихов этого гениального автора, – рассказал Metro Евгений Никитич. – Я в поэзии не особо понимаю, но стихи меня тронули. И тогда я стал изучать образ поэта, его биографию, критику. Ещё в студенчестве задумал поставить памятник и начал над ним работать. Прошло 60 лет, и моя мечта сбылась: бронзовый Блок идёт от своего дома в центр Петербурга.

От кудрявого Аполлона до уставшего поэта

По словам Евгения Ротанова, когда-то Блок виделся ему кудрявым российским Аполлоном – именно таким и изображал скульптор его в своих первых работах.

Более ранних ротановских Блоков можно встретить во дворе филологического факультета СПбГУ и в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (поэт был первым худруком театра).

– Взрослел я, менялся мой Блок, – продолжает Евгений Ротанов. – Конечно, в последние годы я воспринимал поэта не так, как когда-то, он не был для меня кудрявым юношей со взором горящим. Это уже был другой человек: многое повидавший за свои сорок лет, во многом разочаровавшийся. Из моих работ ушла красивость, остались только характер и отношение к жизни. Эскиз этого памятника я сделал больше 10 лет назад, мой Блок устало идёт в город...
По словам скульптора, к критике монумента он относится спокойно, – люди необразованные, далёкие от искусства говорят, что нет внешнего сходства, – говорит Ротанов. – Ещё им пуговицы и шнурки на ботинках не нравятся. Но памятник и не должен быть похож на героя. Это обобщённый образ, так видит художник, то есть я. Так что пусть ругают, на дилетантов я не обращаю внимания.

"Я была одним из инициаторов установки памятника Блоку в Петербурге. Для меня это долгожданное событие. Считаю, он получился таким, каким и должен быть: поэт идёт навстречу городу. Памятник получился человеческим, что редко можно встретить на наших улицах. Скульптор задумал его больше десяти лет назад. У Ротанова были сидящие, стоящие, идущие изображения Блока. Они выставлялись в Музее городской скульптуры. Мне тогда сразу понравился именно этот. А то, что люди спорят, это хорошо, говорит о неравнодушии к творчеству поэта", – Ольга Маркарян, директор фестиваля "Дни Александра Блока в Петербурге".

"Я считаю, что в Петербурге должны быть разные памятники. Но вот Блоку не повезло. Автор задумал, что поэт идёт навстречу ветру. А ощущение, что он падает... Может, и архитектор несколько недоработал: мне кажется, пьедестал для почти четырёхметровой фигуры мог быть повыше и помощнее.
По пластике Блок похож на Достоевского, что на Владимирской площади. Явно архитектор использовал тот же суровый стиль (он стал популярным в 1960-е, в противовес сталинской гламурной архитектуре). Но и здесь, в отличие от того же Достоевского, получилось, на мой взгляд, неубедительно", – Вячеслав Бухаев, архитектор.

"Задача монументальной скульптуры – подчёркивать среду, в которой она находится. Если учесть профессионализм автора работы, то можно предположить, что эффект падающей тяжёлой фигуры сделан намеренно. Возникает вопрос: зачем? Может, для того чтобы стать центром притяжения для туристов, как Пизанская башня, или для того, чтобы подчеркнуть непростую судьбу? Или это ошибка монтажа?
В любом случае скульптура получилась неоднозначной. Я думаю, что такой подход был бы характерен для человека, который прошёл очень трудный путь. На мой взгляд, это больше подходит для памятника воину, а не поэту", - Родион Артамонов, скульптор.