В петербургской KGallery открылась первая персональная выставка лидера культовой группы "Кино". Это уникальное собрание  до сих пор хранила его последняя возлюбленная.

Проект "Цой. Не кончится лето" открылся за десять дней до знаковой даты: 15 августа 1990-го музыкант разбился в автокатастрофе под Ригой. Выставка доказывает, что если бы не трагическая гибель, он мог бы стать ещё и знаменитым художником.

Никто ещё не видел

На двух этажах петербургской галерее выставлено  вошло больше ста экспонатов: рисунки, картины, графика... А ещё – десятки личных вещей Цоя, от его полароидных снимков до блокнотов. 

– Всё, что вы видите,  украшало квартиру Виктора и Натальи Разлоговой, а после его гибели было герметично упаковано в "капсулу". Десять лет назад мы работать над этим семейным архивом. Да, до сих пор никто эти вещи не видел,   – рассказывает Metro создатель и куратор проекта Дмитрий Мишенин. – Наталья и консультировала нас в процессе: никто, кроме неё не знает столько о творчестве и последних годах жизни Виктора Цоя – даже его отец Роберт. 

Нарисовал свою смерть

Цой-художник – "явление" совершенно отдельное от его музыки, хотя сюжеты для картин и выбирались по тому же принципу – "что было под рукой". Материалы, впрочем, тоже: он писал  и рисовал на бумаге, холсте, клеёнке, поролоне и даже на пакетах. Исследователи его художественного наследия говорят, что Цой стремился в прямом смысле "украшать быт", потому даже на брелок нанёс "фирменный" орнамент.

– "Малый формат" – это ленинградский период, когда у Виктора не было, не то что мастерской, а банально нормальных жилищных условий. На холстах и больших клеёнках он начал активно рисовать уже в Москве, где снимал с Натальей Разлоговой квартиру. В этот момент, кстати, и деньги появились на покупку материалов, – говорит Дмитрий Мишенин.

Художественная ценность этих картин – бесспорна, ему даже портреты блестяще удавались. А ещё – в этих работах, как стало понятно потом, проявился цоевский дар предвидения. На одном из полотен – водитель в очках, несущийся в бесконечность. Он обведён жирной чёрной рамкой. Автомобиль и дорога пророчески стали главной темой для Цоя в конце жизни.

Вернётся обратно

Ни одну картину – и ни одну личную вещь! – коллекционерам не продадут, говорят устроители выставки. После 13 сентября всё вернётся в архив Разлоговой и больше выставляться не будет. Единственное исключение могут сделать для большого московского байопика "Виктор Цой. Путь героя". Этот проект Дмитрий Мишенин запланировал на следующий год.