8 июля в 21.00 "Петербург-концерт" и камерный оркестр "Дивертисмент" приглашают ценителей музыкальных экспериментов на необычную программу. В Большом зале Екатерининского собрания прозвучат сочинения трех выдающихся современных композиторов, по-своему осмысляющих библейскую историю, – Jesus Blood Never Failed Me Yet Гэвина Брайерса, Come in! Владимира Мартынова и "Литургия. Избранные части" Сергея Ахунова.

С рождением пьесы современного британского композитора Гэвина Брайерса Jesus Blood Never Failed Me Yet ("Кровь Иисуса никогда не подводила меня") связана пронзительная жизненная история. В 1971 году Брайерс вместе с режиссером Аланом Пауэром работал над фильмом о людях, живущих за чертой бедности. На съемках бездомные время от времени напевали какую-нибудь пьяную песенку, например фрагмент из оперы или сентиментальную балладу. А один трезвый мужчина спел Jesus Blood Never Failed Me Yet. Эпизод не вошел в фильм, но композитору отдали все неиспользованные материалы, включая и эту песню. Брайерс принес пленку в студию звукозаписи, где работал, чтобы скопировать ее на магнитную ленту. Дверь студии выходила в большие художественные мастерские – пленка осталась копироваться, композитор отправился пить кофе, а, когда вернулся, не сразу понял, что произошло: в обычно шумной комнате стояла тишина, люди будто замерли, а некоторые сидели в одиночестве и тихо плакали. Оказывается, все то время, что он отсутствовал, запись продолжала звучать, и все находились под сильнейшим впечатлением от пения старика. Вот тогда, наверное, и решилась судьба невероятной по силе эмоционального воздействия будущей музыкальной пьесы: Брайерс добавил оркестровое сопровождение и "зациклил" пение, в котором многократное повторение слов превратилось одновременно в медитацию и молитву.

Камерный оркестр "Дивертисмент" выступит 8 июля.

Камерный оркестр "Дивертисмент" выступит 8 июля.

Предоставлено организаторами

Фото:

Каждое произведение современного российского композитора, яркого адепта минимализма Сергея Ахунова отсылает к исследованию культурного наследия человечества, бессчетных кодов и переплетений музыки и живописи, поэзии и истории разных эпох. Как отметил в одном из интервью заслуженный артист России, художественный руководитель камерного оркестра "Дивертисмент", скрипач и композитор Илья Иофф, "нет важнее и прекраснее той музыки, которая звучит внутри каждого из нас, и Сергей Ахунов простыми и, на первый взгляд, почти наивными приемами позволяет этой вибрации войти в резонанс с теми звуками, которые он фиксирует на бумаге. Его музыка красива и изначально “знакома”, ей веришь абсолютно и немедленно, с первых тактов. Ее хочется слушать и переслушивать, играть и интерпретировать, хочется смотреть в партитуру и любоваться переплетениями голосов, как любуешься чертами давно знакомого и любимого лица". Такова и восхитительная "Литургия. Избранные части" для четырнадцати струнных и перкуссии. Премьера этого неординарного сочинения, написанного специально для камерного ансамбля "Дивертисмент", состоялась в 2022 году.

Пусть ни одно исполняемое произведение напрямую не связано ни с молитвенной практикой, ни с христианскими богослужениями, прославляющими "едиными устами и единым сердцем" Всевышнего, однако каждое из них есть своего рода стремление причаститься к вечному.