Случайных людей здесь нет, вопросы задают по существу.

– Мы любим ездить на экскурсии, а здесь – полнейший эксклюзив, – говорят Екатерина и Алексей. – Накануне посмотрели фильм «Метро». Хотим узнать, возможна ли такая катастрофа в жизни.
Прогулка началась с инструктажа: все облачились в оранжевые жилеты и расписались, что знакомы с техникой безопасности.

– Кто-то думает, что метро закрывается, сотрудники сдают смену и едут домой, – улыбается экскурсовод Дмитрий Графов. – Это заблуждение. 80% всего персонала метрополитена работает именно по ночам и только 20% – днем.

Кассиры проводят инкассацию, сортируют жетоны.

Под вестибюлем – машинный зал. Главный вал приводит в движение эскалаторы. Ему уже 57 лет – столько же, сколько самой «Пушкинской». Мотор включается, голос экскурсовода теряется в грохоте. Сотрудникам эскалаторной службы положены наушники, беруши, респираторы.
На поддонах натяжных машин скапливается все, что падает на эскалатор, – пуговицы, монеты, фантики, грязь...

– Один мужчина потерял амулет, – рассказывает мастер Олег Пудиков. – Через три дня отдали – нашли его в поддоне.

Спускаемся вниз. Чувствуется запах выхлопа. Контактный рельс отключают от напряжения, но движение не прекращается: дизельный мотовоз забирает мусор и развозит по станциям стройматериалы для ремонтных работ (которые тоже ведутся ночью). Рабочие из тоннеля сигналят машинисту фонариками, он отвечает гудками.

– Каждое действие в метро расписано в нормативах, – рассказывает Дмитрий Баден, – Вплоть до того, как эвакуировать людей в тоннели в случае войны.


«Конечно, хотелось бы, чтобы сообщение между двумя берегами Невы сохранялось и после развода мостов. Но после экскурсии становится ясно, что запустить метропоезда по ночам без угрозы для пассажиров невозможно», -  Алексей, IT-специалист.