Metro продолжает серию публикаций о людях, для которых профессия стала стилем жизни. Сегодняшний репортаж – о создателях единственного в России Музея маячной службы

Еще по теме:
Люди редких профессий: Актёр эпизода превращается из лакея в генерала за 10 минут
Люди редких профессий: Как живёт семья метеорологов на острове Гогланд

Офицеры запаса Владимир Ергер и Михаил Бородавкин каждое утро приезжают на форт "Константин" в Кронштадте, открывают двери казармы, затапливают печи, зажигают несколько десятков фонарей и ждут посетителей.

По старой дружбе
– Мы с Михаилом служили в гидрографической службе Балтийского флота, – рассказывает Metro один из основателей музея Владимир Ергер. – Финский залив исходили вдоль и поперёк, на многих маяках приходилось бывать неоднократно: осуществляли проверки, привозили необходимое имущество, продовольствие. За долгие годы службы познакомились и подружились со многими маячниками.

После увольнения из ВМФ каждый нашёл работу на берегу. Михаил Бородавкин устроился экскурсоводом на форт "Константин".
– Работал, но по морю скучал, – говорит Михаил Бородавкин. – Через какое-то время мы предложили открыть здесь Музей маяков – ведь до сих пор в России никто не догадался сделать нечто подобное. Руководству компании, в чьём ведении находится форт, понравилась идея. Нам предоставили помещение и помогают развивать этот проект.
Где искать экспонаты, создатели музея уже знали.

– Полгода целенаправленно ездили по области, – вспоминает Владимир. – Собирали предметы на побережье, в кустах, в оврагах, где они лежали со времён СССР. А сейчас эти старые фонари стали экспонатами. Хуже всего сохранилось стекло, из трёх одинаковых фонарей собирали один.

Рояль в кустах
В коллекции музея есть уникальная керосинокалильная лампа начала XX века, ацетиленовые лампы, светодиодные фонари различных форм и конструкций, линзы Френеля, которые до сих пор используются на маяках.
– Ртутную газоразрядную лампу – экспериментальный образец начала 80-х годов прошлого века – привезли из Кингисеппского района, – говорит Владимир Ергер. – Известно, что один такой экземпляр использовали на Чёрном море, второй – у нас. Больше никакой информации о нём нет. Огромный коричневый ящик с лампой много лет пролежал в кустах. Нам сообщили о нём местные жители. Весит эта конструкция 400 кг, пришлось вытаскивать трактором. В результате у нас собралась вся линейка ламп и линз для маяков, которые использовались на территории всего постсоветского пространства.

"За границей к маякам доступ открыт: внутри устраивают музеи и мини-отели. У нас это закрытые объекты, но людям они интересны".
Михаил Бородавкин, основатель музея

Жемчужина коллекции
Самый дорогой для создателей музея экспонат – линза с первого чугунного маяка в России.
– Такое сооружение появилось на острове Сескар (находится в 100 км от Петербурга, в Кингисеппском районе. – Прим. ред.) в 1858 году. Маяк и огромную линзу для него изготовили и привезли из Англии. Проработала она 130 лет, а в конце 80-х её заменили на новую. А старую, английскую, демонтировали и увезли на берег. Если бы линзу привезли в Кронштадт или Ленинград, то её бы уничтожили: стекло разбили и ссыпали в мусорку, а железо отправили бы на переплавку. Но по каким-то причинам её сложили в неприметном сарае в Ленобласти. Там она пролежала 30 лет. Мы нашли её случайно. Мой напарник Михаил, увидев её, спросил: "Зачем нам нужны чугунные радиаторы?" На ней было три сантиметра грязи – снимали её с помощью скребков. А когда отмыли, увидели эту уникальную конструкцию. К сожалению, утрачены центральные сектора – увеличительные линзы, скорее всего, разобрали на сувениры.

Всегда придут на помощь
Многие навигационные знаки сейчас работают в авторежиме, и в настоящее время количество работников на маяках во всём мире не превышает полутора тысяч.
Военные фонари (на фото внизу) использовались на Дороге жизни. Чтобы скрыть источник света от противника, применяли специальные козырьки.
Фонари для маяков стали выпускать в СССР в 1933 году. До этого они закупались за границей.
Один из самых западных маяков России находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска и Калининграда.
Военные фонари.

Военные фонари.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Туристам хочется разгадывать тайны

По словам основателей музея, экспозиция рассчитана на российского туриста.
– Тема маяков за последние несколько лет стала популярна у жителей России, – говорит Михаил Бородавкин. – Всем хочется узнать, что у маяка или навигационного знака внутри. Но если за границей маяки доступны для посещений, внутри открывают музеи, рестораны и отели, то у нас в стране – это закрытая территория. А всё тайное притягивает. Правда, у этого интереса есть вторая сторона. Молодёжь очень любит посещать заброшенные маяки. Зимой к ним идут по льду, ломают двери. И всё ради того, чтобы подняться наверх, сделать селфи и запостить фото в соцсетях. Чтобы все друзья узнали, что эти "смельчаки" покорили очередную вершину.

Музей маячной службы в Кронштадте посещают туристы из разных городов России. Хотя иностранцы сюда тоже заглядывают.

– Американцы интересуются нашим музеем, финны часто приезжают. Уникальной линзой, которой исполнилось 160 лет, заинтересовались англичане, – продолжает Михаил. – Мы отправили им подробную информацию, они её пока переваривают. У нас есть предположение, что линза с чугунного маяка стала первой, проданной англичанами за границу. Сейчас ждём подтверждения.