Главная героиня романа Николая Чернышевского "Что делать?" Вера Павловна в своём четвёртом сне вспоминает слова мужа: "Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собою дерево, может быть, и камень. Но как же всё это богато! Везде алюминий и алюминий…" Этот текст увидел свет в 1863 году, когда привычный нам сегодня металл был по-настоящему драгоценным и позволить его себе могли только очень состоятельные люди.

Алюминий впервые получил датский учёный Ганс Христиан Эрстед. Это случилось в 1825 году, и очень быстро он стал цениться дороже золота. Одним из первых и самых известных ценителей алюминия был Наполеон III, первый и единственный президент Второй Французской республики, а позднее император французов. В 1855 году он организовал свою выставку алюминия с дюжиной крошечных слитков, которые привлекали своим блеском. Затем он поручил изготовить для своего сына игрушечный скипетр из алюминия, сшил себе парадный камзол с алюминиевыми пуговицами, а также устраивал торжественные приёмы, чтобы подавать самым почётным гостям алюминиевые столовые приборы, тогда как остальные приглашённые пользовались золотыми и серебряными ложками. А датский король Кристиан X носил корону из алюминия.

Ювелиры того времени сочетали алюминий с золотом и серебром и инкрустировали металл драгоценными камнями. Алюминиевые украшения ценились очень высоко и считались хорошим подарком, позволить их себе могли только очень богатые люди.

Заводской алюминий.

Заводской алюминий.

 

 

Промышленный способ получения металла разработали независимо друг от друга американский инженер-химик Чарльз Холл и французский химик Поль Эру в 1886 году. С тех пор производство алюминия постепенно увеличивалось, а его цена снижалась. В России первая промышленная партия "крылатого" металла была получена на Волховском алюминиевом заводе 14 мая 1932 года. Так что на прошлой неделе в стране отмечали 92-й день рождения отечественной алюминиевой промышленности и связанных с ней отраслей, в которых заняты около 200 тыс. человек. Переработкой алюминия в России занимаются около 400 предприятий.

Сегодня отечественная алюминиевая отрасль является ведущим игроком на мировом рынке и драйвером инновационного развития промышленности, обеспечивая потребность страны в высокотехнологичной продукции и развивая её экспортный потенциал. Крупнейшими потребителями алюминия являются строительство, сектор упаковки, энергетика, транспорт и машиностроение. Это современные суда и катамараны, электрокары и общественный транспорт, а также сопутствующая инфраструктура, архитектурные и конструкционные элементы зданий, элементы возобновляемой энергетики, включая солнечные панели и аккумуляторы, многое другое. Алюминий – это привычная в быту фольга и упаковка, а также важнейшие элементы гаджетов, без которых невозможно представить жизнь современного человека.

Алюминий всё чаще используется при строительстве и реконструкции общественных пространств и социальных объектов, в том числе легковозводимых больниц, надстроек для детских садов и школ. Все последние 30 станций Московского метрополитена были построены с использованием алюминия. А одним из новых решений стало строительство мостов из алюминиевых сплавов: сегодня в России построено 15 пешеходных мостов, смонтировано 7 мостовых комплексов, запущено движение по первому в стране автомобильному мосту в Нижегородской области.

Популярность и всё более активное применение алюминия связаны с его лёгкостью, прочностью, долговечностью и нетоксичностью. Не в последнюю очередь для потребителей важна и экологичность металла: с одной стороны, он может перерабатываться практически бесконечное количество раз, а с другой – имеет низкий углеродный след, потому что производится в России с использованием возобновляемого источника энергии – электричества от гидроэлектростанций, расположенных на сибирских реках. Это является большим конкурентным преимуществом нашей страны и может позволить нам занять ключевую роль в глобальной "зелёной" экономике будущего.

Эксперты считают, что алюминий прекрасно соответствует современным требованиям к экологичности, перерабатываемости, экономии ресурсов и технологичности. Если раньше его использовали в основном в авиастроении, то сегодня "крылатый" металл захватывает новые ниши, в которых традиционно использовались другие материалы, такие как сталь, медь или дерево. Так, например, ведущие мировые автоконцерны в своих инновационных электрокарах используют корпуса из алюминия, в том числе с низким углеродным следом, применяя это в качестве инструмента маркетинга.

Аналитики делают ставку на развитие двух растущих секторов новой экономики: солнечную энергетику и электротранспорт. Поскольку мир стремится снизить воздействие на окружающую среду, сократить выбросы парниковых газов и снизить использование ископаемого топлива, роль алюминия в этих отраслях становится решающей. По некоторым оценкам, в ближайшие годы они обеспечат около 50% от общего спроса на металл. Алюминий с низким углеродным следом также становится незаменимым материалом для компаний, которые сосредотачивают усилия на производстве экологически чистой продукции. И в России есть большой потенциал для роста: потребление алюминия в расчёте на душу населения у нас отстаёт от ведущих развитых стран в два и более раз.