Знаменитый сербский режиссер и музыкант открыл в Петербурге фестиваль этнической музыки «ЭтоЭтно».

Перед выступлением поделился своими мыслями о жизни, кино, литературе.


Больше 20 лет назад я снял фильм «Черная кошка, белый кот». К картине была написана музыка. Тогда я не подозревал, что она проживет столько лет, что эта мелодия будет звучать по всему миру – в Америке, Европе, России.

В балканской музыке можно услышать мелодии разных стран – в ней звучат Россия, Италия, Таджикистан. Я знаю, что благодаря этой музыке, люди чувствуют себя счастливыми.

Играть музыку – это радость, а снимать кино – тяжелая работа.

В детстве на меня произвели сильное впечатление цыгане. Я такой свободы себе позволить не мог, ведь мой папа был чиновником, работал в государственной структуре. А они были свободны по-настоящему.

Все мои фильмы – это трагикомедия. Ничего нового: смешное и печальное было и у Гоголя, и у Чехова, и у других русских писателей.  Да и в моей жизни встречалось достаточно трагикомичного. Меня всю жизнь сопровождают ирония и… девушки.

Я много чем занимаюсь: музыкой, кино, сельским хозяйством. У меня много энергии. Когда ее не будет, я просто умру.

Сейчас я собираюсь снимать фильм по произведению Чингиза Айтматова «Белое облако Чингисхана». Это очень гуманистическая история. С самим писателем я знаком не был, но общался с его сыном. Первый раз в жизни буду работать по книге.

Мечтаю снять фильм по мотивам  романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Но я переделаю роман. Сейчас как раз пишу книгу, потом начну заниматься сценарием. В моем фильме убийцей будет старуха-процентщица, она убьет инвестора. Может быть, буду снимать в Петербурге. А может, и нет.

Я в своем творчестве всегда поднимаю вопрос свободы. Как быть свободным? Но точного ответа на этот вопрос пока не нашел. Но, может, и не стоит этого делать? Я создаю произведения. А в них нет ответов, есть только вопросы и процесс.

Сербии нужно дружить с Россией. Я думаю, что будущее Европы связано с ресурсами России. Утвердился в этой мысли, когда читал о Чингисхане. Запад никогда бы не стал цивилизацией без Востока. Я верю, что когда-нибудь эти две крайности подружатся.