21 мая Центр национальной культуры "Петербург-концерта" совместно с Научно-творческим центром "Музыкальные культуры мира" Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского представляют уникальный вечер иранской классической музыки "Эти четыре человека". В Большом зале Екатерининского собрания с искусством иранского классического пения петербуржцев познакомят выдающийся мастер Хосейн Нуршарг и виртуозы-инструменталисты: Сияваш Валипур (сантур), Алиреза Дарьяи (каманче), Марьям Ходабахш (уд) и Негар Эзази (ударные).

Иранскую классическую музыку называют чудом, услаждающим слух: беспрерывно, на протяжении нескольких тысячелетий, она сохраняет и питает национальную культуру, не изменяя древним основам и не устаревая. Одна эпоха сменяет другую, рождаются и умирают цивилизации, а иранская музыка наряду с величественной архитектурой, философским эпосом и пронизывающей всё мистической поэзией служила и служит неиссякаемым источником духовного наслаждения. Будучи одним из древнейших и величайших явлений мировой культуры, она отражает и воплощает мировоззрение иранского народа, его историю, его идеалы и нравственные ценности.

Концерт иранской музыки "Эти четыре человека" пройдет 21 мая.

Концерт иранской музыки "Эти четыре человека" пройдет 21 мая.

Предоставлено организаторами

Фото:

Иранская музыкальная традиция продолжает покорять сердца и умы современных людей, и это неудивительно – ведь одна из её особенностей состоит в том, что мастерство передается от одного поколения музыкантов к другому не по учебникам, а устно, индивидуально, в моменте живого сотворчества.

Сложно организованные монологи-авазы не сочиняются полностью и не фиксируются заранее. Любая композиция – это всегда очень личная история. Каждый певец и музыкант одновременно является и исполнителем, и композитором, и философом. Но всё же чистой импровизацией иранское классическое пение назвать нельзя. Для него существует канонический набор мелодико-ритмических формул, корни которых теряются в глубинах древних религиозных практик и магических ритуалов великих жрецов. Каждый элемент – это и лад, и принцип музицирования, и последовательность мелодических элементов. Процесс же соединения их в единую композицию зависит от интуиции и интеллектуального расчета исполнителя. Из канонического "словаря" мелодических моделей он выбирает именно те, что наиболее созвучны моменту и мелодии его души. Именно певец создает аваз, а музыканты-инструменталисты "отвечают" на него, усиливая заданную тему при помощи тембровых и фактурных средств.

Концерт иранской музыки "Эти четыре человека" пройдет 21 мая.

Концерт иранской музыки "Эти четыре человека" пройдет 21 мая.

Предоставлено организаторами

Фото:

Программа "Эти четыре человека" представит петербуржцам музыку современного Ирана – актуальную и почитающую традиции, рафинированную и спонтанную. В фокусе вечера – виртуозное искусство звезды иранского аваза, обладателя редкого по красоте голоса Хосейна Нуршарга, ученика великих мастеров – Малека Масуди и тегеранского музыканта Разави Сарвестани. Хосейн Нуршарг сотрудничает с Московской консерваторией, где развивает изучение музыкальной культуры Ближнего и Среднего Востока и организует разнообразные иранские проекты.

Концерт "Эти четыре человека" входит в программу 21-го Международного музыкального фестиваля "Вселенная звука", который с 17 мая по 1 июля проводит Центр национальной культуры "Петербург-концерта" совместно с Научно-творческим центром "Музыкальные культуры мира" Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российским институтом истории искусств. Яркое и самобытное явление в музыкальном мире, этот авторитетный форум вот уже более 20 лет дарит представителям разных этносов и культур уникальную возможность для прямого творческого общения на языке музыкального искусства.

В этом году во "Вселенной звука" примут участие представители разных регионов России от Чукотки до Дагестана, а также гости из Индии, Ирана, Монголии, Мексики, Боливии и Филиппин. Концертные программы фестиваля на этот раз пройдут не только на сцене Московской консерватории и в Российском институте истории искусств, но и на основной площадке "Петербург-концерта" – в Екатерининском собрании.