Сторожевой катер, участвовавший в Великой Отечественной войне, нуждается в реставрации

В Музее "Дорога жизни" на Ладоге есть уникальный павильон, где через стекло можно увидеть сторожевой катер типа МО-4. Он является единственным сохранившимся до наших дней "Малым охотником", который участвовал в Великой Отечественной войне. Однако его состояние настолько плачевное, что музейщики с тоской заговаривают об утилизации. Но всё ещё продолжают мечтать о спонсорах, которые оплатят восстановление.

Участник боевых действий
Катер действительно достоин внимания: деревянное судно имеет длину почти 27 метров и ширину 4 метра. Подобные катера МО-4 появились в период Первой мировой войны для поиска и уничтожения подводных лодок. На Ладоге "Малые охотники" охраняли транспорт и боевые корабли, несли дозорную службу и прикрывали береговые базы. Представленный в музее катер №215 входил в состав Ладожской военной флотилии. Наряду с охраной перевозок грузов через Ладогу он обеспечивал противовоздушную оборону и высаживал диверсионно-разведывательные группы на территориях, занятых врагом.

1941 – год постройки "Малого охотника" в Ленинграде

После выхода "на пенсию"
В ноябре 1977 года катер закончил боевую службу на Балтике и был установлен на место вечной стоянки. Долгое время он вообще хранился под открытым небом и медленно разрушался. Но в конце концов музейщики добились того, чтобы для "охотника" построили отдельный павильон.

– У нас было несколько вариантов его дальнейшей судьбы, – рассказал Metro директор филиала Центрального военно-морского музея "Дорога жизни" Виктор Березняцкий. – Так как он совсем ветхий и разваливается, мы думали, что нужно его утилизировать и построить такой же в оригинальную величину. Второй вариант – на чём настаивают историки и мы, музейные работники, – максимально сохранить то, что есть, и привести его в порядок. Этот вариант наилучший. Но для этого нужен хороший инвестор.

По предварительным оценкам, на восстановление катера нужно примерно 20 млн рублей. Пока о государственном финансировании работ речь не идёт – музей и так совсем недавно пережил глобальную реконструкцию за государственный счёт.

– Катер напоминает о мужестве и героизме моряков Ладожской военной флотилии, – продолжает Виктор Березняцкий. – И нам хотелось бы, чтобы катер спасли. Конечно, на воду его вряд ли поставишь. Но при удачной реконструкции можно было бы обеспечить доступ для посетителей и во внутренние помещения судна. Такой памятник будет интересен и взрослым, и детям.

"Так как корабль совсем ветхий, мы думали, что нужно утилизировать его и построить такой же в оригинальную величину".
Директор филиала Центрального военно-морского музея "Дорога жизни"
Виктор Березняцкий