Театральный Петербург пушкинской поры – это период с 1817 года, когда поэт выпустился из лицея, и до его смерти в 1837 году, – рассказывает куратор выставки Елена Федяхина, зав. сектором отдела информационной и научной работы Театральной библиотеки. – Театр тогда занимал огромное место в жизни горожан, других развлечений было не так много. Это был центр общения, встреч, свиданий и даже деловых контактов.

200 лет назад в Петербурге было только четыре театра – Большой (Каменный), Александринский, Малый (Деревянный) и Михайловский (остальные, вроде Эрмитажного, – сцены). О каждом из них можно посмотреть на интерактивном стенде мультфильм. Тут не только хронология событий, но и интересные вставки: вот неожиданно архитектор Ринальди падает с лесов возводимого им Большого театра, и оттого строительство было поручено другому.  

Как был устроен театр, видно из зарисовок современников Пушкина: вот переполненные ложи, вот драка за билеты, а вот молодой зритель разглядывает кого-то в лорнет.   

 Места располагались строго по социальным слоям. Самые небогатые зрители находились выше всех, на райке – галёрке, – рассказывает Елена Федяхина. – Там смотреть было не очень удобно – высоко, а люстра не выключалась во время спектакля. Чем ниже, тем билеты дороже. Ложи абонировали на целый сезон. Вот тут мы видим у господина в руках ключ – ложа закрывалась на замок, там хранились какие-то вещи, можно было отойти вглубь ложи попить чай, устроить там свидание. В общем, это целый театральный домик. В партере в первых рядах сидели самые высокопоставленные зрители. А за креслами были стоячие места.

В те времена спектакли состояли не из одной, а из трёх пьес. Вначале, как правило, лёгкий водевиль, чтобы публике в зале было не скучно ждать, пока остальные собираются. Потом основное действие в трёх актах и в конце снова одноактный спектакль – для отъезжающих.

К слову, в качестве “разогрева” артист Императорских театров Яков Брянский выбрал пушкинскую трагедию "Моцарт и Сальери".

Он выбрал её в качестве своего бенефиса в виде фона для съезда публики. И неудачно, никто ничего не понял, и произведение не было оценено по достоинству, говорит Елена. – А самая первая постановка Пушкина на театральной сцене произошла без него, он тогда был в ссылке. Это был балет "Руслан и Людмила" в Москве. Происходило нечто невероятное – спецэффекты того времени, можно сказать: над сценой что-то летало, были перевоплощения – целая феерия.

Вести себя в театре можно было совершенно свободно: приходить и уходить и даже разговаривать – никто не делал тебе замечаний.

“Браво” не кричали – кричали “фора” своим любимцам. Были клакеры – специально нанятые люди, которые аплодировали той или иной актрисе или актёру. Игра актёров в самом начале, в 181718 гг., тоже была несколько иной. Актёры говорили речитативом, певучим голосом. “Нормальным” голосом заговорили уже позже, уточняет Елена Федяхина.

 Особую роль в театральной жизни той эпохи играли актёры и актрисы. На выставке можно “зайти” в условные “гримёрки” самых популярных артистов того времени. Например, балерину Авдотью Истомину можно было смело назвать селебрити тех лет. Именно её Пушкин воспевал в своих стихах:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.

 Была ситуация, когда из-за неё разыгралась дуэль, причём двойная – стрелялись четыре человека. И одной из пар были Якубович и Грибоедов. Последнему прострелили руку, и ходили слухи, что намеренно. Ведь Грибоедов был чудесный музыкант и композитор. Именно по покалеченной руке его тело опознали в Персии, продолжает Федяхина.

 Театры часто меняли репертуар, ведь одни и те же люди ходили на всё те же постановки.  

Пьес пишут много. Очень много переделок – когда брали, к примеру, французскую пьесу и переделывали на русский манер, меняя имена, название. Об авторском праве тогда вообще и разговора не было, говорил куратор выставки.

 Но были и оригинальные пьесы. Весомую роль как драматург сыграл Иван Крылов. Мало кто знает, что “дедушка Крылов”, тучный дядюшка, который любил поесть, на самом деле был человеком великих страстей и кипучей энергии.

 В четыре года он оказался в осаждённой Емельяном Пугачёвым крепости, в которой служил его отец. Он вместе с остальным гарнизоном фактически был приговорён к смерти и просидел в условиях голода долгих четыре месяца. И на всю жизнь у него осталось это ощущение бесконечного голода. Крылов совершенно изменил представление о комедии. Его комедия “Модная лавка”, где он высмеивает безумную тягу женщин к французской моде, потрясла зрителей своим простым языком, тематикой, – продолжает Елена.

В театрах были русская, немецкая, французская труппы, а также итальянская опера. В разные дни шли балет, драма, комедия, опера.

На немецкие спектакли приходил абсолютно другой состав публики – женщины-немки, они приходили с вязанием. Параллельно с рукоделием плакали, восторгались. Мыльная опера, можно сказать. Популярный драматург Коцебу писал много слезливых произведений. Немного презрительно их называли “коцебятиной”, говорит Елена.

Вторая часть выставки посвящена Петербургу тех лет. Можно “пройтись” по Невскому проспекту, рассмотрев копию литографии, сделанной в 1835 году Садовниковым. Облик главной улицы города отличается от нынешнего. Так, на Аничковом мосту ещё не было коней, а на Марсовом поле – храма Спаса на Крови.

Тут же можно посмотреть, как менялась мода от 1817 до 1835 года, оценив наряды модников и модниц того времени.

В конце выставки можно сфотографироваться в специальной фотозоне с Онегиным и посидеть в кабинете Пушкина, почитав газету “Северная пчела”.

Выставка-променад “Онегина волшебный край” проводится в рамках городского фестиваля “Петербург. Пространство Пушкина” и приурочена к 225-летию со дня рождения поэта. Посетить выставку с экскурсоводом можно 1 и 8 июня (по предварительной записи). Или самостоятельно – до 10 августа, в часы работы библиотеки..

Планируются также авторские экскурсии – о моде тех времен. Они пройдут 25 мая и 15 июня.