На прошлой неделе депутаты закса "приняли за основу" проект изменений в Закон о зелёных насаждениях.

Он вызвал споры у парламентариев и беспокойство – у общественников. Metro разбирается, как эти поправки могут изменить облик города 

Законопроект, разработанный Комитетом по благоустройству, был поддержан сорока депутатами закса из пятидесяти. Если он будет принят (а Смольный уточнил, что пока "готов над ним работать"), в Петербурге на законных основаниях начнут действовать понятия "санитарная рубка", "рубка ухода" и "аварийное дерево". Потенциально он ставит под угрозу огромную часть петербургских зелёных насаждений и "одиночно стоящих" крупномеров.

Вырубили–посадили
В законопроекте, полагают общественники, есть сразу несколько "тревожных" пунктов. К примеру, земляные и ремонтные работы по благоустройству города гипотетически становятся достаточным основанием для уничтожения зелёных насаждений.

– Если предлагаемые поправки будут приняты, общественники могут лишиться почти всех законных возможностей спасать растительность. В проекте много мелочей, но самые опасные – три.  Во-первых, новые изменения дадут законное основание вырубить при строительстве, к примеру, 1000 деревьев, а высадить потом 10, – объясняет Мария Тиника, координатор движения "Деревья Петербурга". – Второй тревожный момент: если поправки будут приняты, то высаживать ничего нельзя будет не только на сетях (Имеются ввиду подземные коммуникации. – Прим. ред.), но и в их охранной зоне. Это значит, что деревья могут исчезнуть на всех улицах – то есть в охранной зоне сетей. Третье: изменения по сути ставят крест на любых новых зелёных насаждениях – теперь они гипотетически должны быть только там, где уже есть или были, по принципу "вырубили-посадили".

Аварийное или нет
Один из самых спорных моментов "новой редакции" закона – понятие "аварийное дерево". Теперь под него может попасть буквально всё, что "криво растёт", полагают активисты. При этом протоколы обследования деревьев предлагается засекретить. "Больное оно было или нет, никто не узнает", – возмущаются в соцсетях. Однако эксперты не так категоричны.

– Срубить всё, что "криво растёт"? Нет, так критично трактовать поправки никто не будет, даже если бы очень хотел, – общественность не даст. Кроме того, садово-парковые хозяйства к этому относятся очень ответственно. В каждом конкретном случае экспертизу  проводит комиссия специалистов, и есть планы организовать её работу на постоянной основе, – говорит Андрей Селиховкин, профессор Лесотехнического университета имени Кирова. – Ни у кого нет задачи взять и спилить то, что не понравилось. Но если дерево в угрожающем состоянии – с дуплами, гнилью – или его корни разрушают набережную, его, конечно, нужно убирать.

Поправки к законопроекту можно будет внести до 10 апреля. Работа предстоит не только над вышеупомянутыми спорными моментами, но и над вопросами по конкретным петербургским локациям. Так, вопрос об увеличении норматива по количеству зелени в Василеостровском районе, где много новостроек, отклика у Комитета по благоустройству пока не нашёл.

1,5   года – столько "даёт" законопроект на компенсационное озеленение в местах, где оно было уничтожено