Коряга с силуэтами людей символизирует поиск предков. Автор инсталляции – художница из Москвы Виктория Гурова. Когда девочка была маленькой, её бабушка сожгла весь семейный архив.
"У неё не осталось ни одного документа или фотографии своих родственников! – рассказывает журналисту Metro куратор выставки Анастасия Сергеева. – С помощью нейросетей Вика сгенерировала самых разных людей и затем вручную выжигала их на корнях. У них нет лиц, такие архетипичные образы. Это одновременно и все, и никто".
Художники о сокровенном
Новая выставка "Древо" разместилась в 10 залах и объединила 23 художника со всей страны. Каждая инсталляция – это откровение. Авторы рассуждают о феномене семьи и делятся сокровенными историями.
"Это книга ассоциаций московской художницы Марины Гусевой. В ней размещены фото родственников и деревья, на которые они похожи. Её бабушка была классической послевоенной женщиной, которая всё на себе несла: семью, детей и ещё работала. Она была такой невероятной! Её Маша представила дубом, она такая же раскидистая и широкая душой. А дедушка был другим – нежным, и он похож на яблоню", – объясняет куратор.
Платье по наследству
Соседний зал превратился в "бабушкин двор". От стены до стены протянуты верёвки, только прищепки держат не мокрое белье, а арт-объекты. Художница из Красноярска Валерия Амирханян посвятила свою работу платью из японского атласа.
"В 70-е годы её бабушка носила это платье. В нём она встречала Леру из роддома, потом оно перешло маме, а после – внучке, – продолжает Анастасия Сергеева. – Раньше абсолютно традиционной была такая история, когда вещи перешивались немалое количество раз".
Воздушное одеяло со старыми фотографиями – посвящение одному дедушке.
"Инсталляция Екатерины Козловой называется "Мой дедушка был именно таким". Когда Кате было 3 годика, дедушка умер, и у неё осталось о нём светлейшее воспоминание как о невероятном мужчине, воплощающим в себе образ тепла и поддержки. Катя пришивает к одеялу реальные фото, на которых запечатлены те моменты жизни, в которые ей очень бы хотелось, чтобы дедушка был рядом: получение красного диплома, свадьба, день рождения. Это история о том, что близкие всегда рядом, как бы жизнь ни обрывала эти связи", – объясняет собеседница Metro.
Полотно с отпечатками листьев и надписью о собачке Пиф в петербургскую библиотеку попало прямиком из Танзании.
"Художница вдохновлялась канга – это элемент одеяния африканских женщин. Она отпечатала на полотне танзанийские растения: кофе, банан, бугенвиллию. А цитата из её детского письма про игрушку, которую сшила мама, и она получилась такой красивой, что её взяли на школьную выставку. Там игрушку украли. И это работа о переживании ребёнка об утратах", – рассказывает Анастасия Сергеева.
Мама из Кванхидатли
Скульптуры из папье-маше, фотографии сотрудников Ботанического сада, трутовики из бисера – выставочные работы заполонили буквально каждый уголок библиотеки "Шкаф". Есть здесь и мультимедийная инсталляция. Автор Марьям Ибрагимова поделилась душераздирающей историей о поиске биологической мамы.
"Девочку бросили, когда она была младенцем. Прошлым летом Марьям узнала, где родилась и жила её мать. Это горное село Кванхидатли в Дагестане, там испокон веков женщины вручную добывают соль. В этом месте живут аварцы, древний народ. Она съездила туда и сняла фильм об этом месте. У нас также представлены фото её приёмной семьи, которая, по словам Марьям, дала ей крылья", – говорит Анастасия Сергеева.
Космос в капле дождя
Автор других работ София в поисках вдохновения отправилась на блошиный рынок на станции "Сортировочная". Старинные открытки, фотографии 40-х годов… пробники дождевой воды стали экспонатами выставки.
"В таких местах хранится столько семейных историй! Это ода этому месту. Блошиные рынки – как космос, огромный мир. И художница София решила взять пробы воды после дождя на станции "Сортировочная". И там оказался какой-то невероятный мир. Какие-то бактерии там ползают и другие "товарищи", – говорит куратор.
Пакетики с землёй в библиотеке уже не с блошиного рынка, а со всего Петербурга и Ленобласти. На стенде 18 образцов, каждому соответствует фото дома. Это инсталляции художницы Анастасии Арланцевой о местах, где когда-то проживала её семья.
"Работа называется "Земля города, земля рода". Адреса, где жили её предки. Где-то не сохранились эти здания, но квартиры уже не принадлежат Настиной семье", – добавляет Анастасия Сергеева.
Древесный лексикон
Инсталляциями художники вдохновляют посетителей на изучение своей родословной. На выставке даже есть инструкция по поиску корней. Первым делом следует опросить родственников, затем поискать информацию о близких в Интернете, также в помощь архив. Кстати, название “Древо” выставка в петербургской библиотеке носит неспроста.
"В феномене семьи есть очень много древесного. Даже в лексиконе. Мы часто говорим "отцовская ветвь", "наши корни". Есть много нежных фраз бабушек – к примеру, внуков иногда называют цветочком. Люди во многом используют этот "природный" лексикон", – объясняет куратор.
Выставка "Древо" открыта до конца июня. В соцсетях библиотеки "Шкаф" можно записаться на бесплатные экскурсии.