Коряга с силуэтами людей символизирует поиск предков. Автор инсталляции – художница из Москвы Виктория Гурова. Когда девочка была маленькой, её бабушка сожгла весь семейный архив.

"У неё не осталось ни одного документа или фотографии своих родственников! – рассказывает журналисту Metro куратор выставки Анастасия Сергеева. – С помощью нейросетей Вика сгенерировала самых разных людей и затем вручную выжигала их на корнях. У них нет лиц, такие архетипичные образы. Это одновременно и все, и никто".

Силуэты на корне дерева созданы нейросетью и вручную выжжены художницей.

Силуэты на корне дерева созданы нейросетью и вручную выжжены художницей.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Художники о сокровенном 

Новая выставка "Древо" разместилась в 10 залах и объединила 23 художника со всей страны. Каждая инсталляция – это откровение. Авторы рассуждают о феномене семьи и делятся сокровенными историями. 

"Это книга ассоциаций московской художницы Марины Гусевой. В ней размещены фото родственников и деревья, на которые они похожи. Её бабушка была классической послевоенной женщиной, которая всё на себе несла: семью, детей и ещё работала. Она была такой невероятной! Её Маша представила дубом, она такая же раскидистая и широкая душой. А дедушка был другим – нежным, и он похож на яблоню", – объясняет куратор.

Эта инсталляция рассказывает об утрате связи с предками.

Эта инсталляция рассказывает об утрате связи с предками.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Платье по наследству

Соседний зал превратился в "бабушкин двор". От стены до стены протянуты верёвки, только прищепки держат не мокрое белье, а арт-объекты. Художница из Красноярска Валерия Амирханян посвятила свою работу платью из японского атласа.    

"В 70-е годы её бабушка носила это платье. В нём она встречала Леру из роддома, потом оно перешло маме, а после – внучке, – продолжает Анастасия Сергеева. – Раньше абсолютно традиционной была такая история, когда вещи перешивались немалое количество раз".

Экспонатами выставки стали фотографии, книги, скульптуры из папье-маше.

Экспонатами выставки стали фотографии, книги, скульптуры из папье-маше.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Воздушное одеяло со старыми фотографиями – посвящение одному дедушке. 

"Инсталляция Екатерины Козловой называется "Мой дедушка был именно таким". Когда Кате было 3 годика, дедушка умер, и у неё осталось о нём светлейшее воспоминание как о невероятном мужчине, воплощающим в себе образ тепла и поддержки. Катя пришивает к одеялу реальные фото, на которых запечатлены те моменты жизни, в которые ей очень бы хотелось, чтобы дедушка был рядом: получение красного диплома, свадьба, день рождения. Это история о том, что близкие всегда рядом, как бы жизнь ни обрывала эти связи", – объясняет собеседница Metro.

На одеяло художница пришила реальные фотографии своего дедушки, который умер когда ей было три года.

На одеяло художница пришила реальные фотографии своего дедушки, который умер когда ей было три года.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Полотно с отпечатками листьев и надписью о собачке Пиф в петербургскую библиотеку попало прямиком из Танзании.

"Художница вдохновлялась канга – это элемент одеяния африканских женщин. Она отпечатала на полотне танзанийские растения: кофе, банан, бугенвиллию. А цитата из её детского письма про игрушку, которую сшила мама, и она получилась такой красивой, что её взяли на школьную выставку. Там игрушку украли. И это работа о переживании ребёнка об утратах", – рассказывает Анастасия Сергеева.  

Полотно из Танзании украшают отпечатки листьев банана и кофе, а также цитата из детского письма маме.

Полотно из Танзании украшают отпечатки листьев банана и кофе, а также цитата из детского письма маме.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Мама из Кванхидатли

Скульптуры из папье-маше, фотографии сотрудников Ботанического сада, трутовики из бисера – выставочные работы заполонили буквально каждый уголок библиотеки "Шкаф". Есть здесь и мультимедийная инсталляция. Автор Марьям Ибрагимова поделилась душераздирающей историей о поиске биологической мамы.  

"Девочку бросили, когда она была младенцем. Прошлым летом Марьям узнала, где родилась и жила её мать. Это горное село Кванхидатли в Дагестане, там испокон веков женщины вручную добывают соль. В этом месте живут аварцы, древний народ. Она съездила туда и сняла фильм об этом месте. У нас также представлены фото её приёмной семьи, которая, по словам Марьям, дала ей крылья", – говорит Анастасия Сергеева.  

Земля из Петербурга и Ленобласти, где в разные годы проживала семья одной из художниц.

Земля из Петербурга и Ленобласти, где в разные годы проживала семья одной из художниц.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Космос в капле дождя

Автор других работ София в поисках вдохновения отправилась на блошиный рынок на станции "Сортировочная". Старинные открытки, фотографии 40-х годов… пробники дождевой воды стали экспонатами выставки. 

"В таких местах хранится столько семейных историй! Это ода этому месту. Блошиные рынки – как космос, огромный мир. И художница София решила взять пробы воды после дождя на станции "Сортировочная". И там оказался какой-то невероятный мир. Какие-то бактерии там ползают и другие "товарищи", – говорит куратор.

Художники вдохновляют посетителей на изучение родословной.

Художники вдохновляют посетителей на изучение родословной.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Пакетики с землёй в библиотеке уже не с блошиного рынка, а со всего Петербурга и Ленобласти. На стенде 18 образцов, каждому соответствует фото дома. Это инсталляции художницы Анастасии Арланцевой о местах, где когда-то проживала её семья.    

"Работа называется "Земля города, земля рода". Адреса, где жили её предки. Где-то не сохранились эти здания, но квартиры уже не принадлежат Настиной семье", – добавляет Анастасия Сергеева.

Открытка с блошиного рынка станции "Сортировочная".

Открытка с блошиного рынка станции "Сортировочная".

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Древесный лексикон

Инсталляциями художники вдохновляют посетителей на изучение своей родословной. На выставке даже есть инструкция по поиску корней. Первым делом следует опросить родственников, затем поискать информацию о близких в Интернете, также в помощь архив. Кстати, название “Древо” выставка в петербургской библиотеке носит неспроста.  

"В феномене семьи есть очень много древесного. Даже в лексиконе. Мы часто говорим "отцовская ветвь", "наши корни". Есть много нежных фраз бабушек – к примеру, внуков иногда называют цветочком. Люди во многом используют этот "природный" лексикон", – объясняет куратор.

Выставка "Древо" открыта до конца июня. В соцсетях библиотеки "Шкаф" можно записаться на бесплатные экскурсии.