Главный архитектор чудо-аэропорта Александр Жук получил за свой проект Государственную премию. Его сын Евгений, тогда еще молодой специалист, также принимал участие в работе над проектом. Спустя полвека Metro попросило Евгения Александровича вспомнить, как строился аэропорт, известный в народе как "Пять стаканов".

"Терпеть не могу, когда Пулково называют "Пять стаканов", – рассказывает архитектор. – К стеклянным сосудам эти конструкции не имеют никакого отношения. Кто-то придумал, и все подхватили".
Аэропорт Пулково-1, фото: pulkovoairport.ru.

Аэропорт Пулково-1, фото: pulkovoairport.ru.

 

 

Короткая жизнь финских кресел

В 1973 году новый аэровокзал в Ленинграде стал крупнейшим в стране. Здание было инновационным и ультрасовременным.

"Авторы придумали новую и ранее не используемую в СССР схему, – объясняет Евгений Жук. – Улетающие пассажиры сразу поднимались по пандусу на второй уровень здания, благодаря чему не смешивались с теми, кто прилетал в Ленинград".

По словам Евгения Александровича, к стойкам регистрации не выстраивались очереди. Пассажиров было достаточно, просто они могли зарегистрироваться на любой рейс на любой стойке регистрации.

"Было закуплено специальное финское оборудование, благодаря которому эта история была осуществима, – продолжает он. – Позже систему отменили, и у стоек снова появились очереди".

Специально для нового аэровокзала закупили красивые финские кресла, предназначенные для отдыха пассажиров.

"Правда, пассажиры отдыхали недолго, – вспоминает Евгений Жук. – По ночам прямо по пандусам к дверям аэропорта подъезжали такси, финские кресла грузили и увозили. Тогда почему-то и охраны особой в здании не было. В общем, импортная мебель быстро закончилась. Ее заменили на что-то более дешевое, и в залах стало не так красиво, как вначале".
Архитектор Александр Жук.

Архитектор Александр Жук.

 

 

Мраморную стену пришлось строить дважды

Главный архитектор Александр Жук очень переживал за свой проект.

"Во время строительства отец каждый день ездил на стройку, – говорит Евгений Александрович. – Машины у нас не было, папа ехал через весь город на общественном транспорте, а потом пешком – к аэровокзалу. Иногда его подхватывал какой-нибудь грузовик".

Аэропорт был разделен на три зоны. Зона "А" - партийно-правительственная, зона "Б" - для обычных пассажиров и зона "В" - для интуристов.

"В отделке правительственной зоны использовали искусственный мрамор, – вспоминает архитектор. – Стены из этого материала должны быть идеально ровными, любое отклонение от нормы тут же бросается в глаза. Во время очередного авторского надзора отец заметил, что стена кривая. Сообщил прорабу. Тот ответил, что строители ничего переделывать не будут. Отец сказал еще раз и получил тот же ответ. Тогда главный архитектор Пулково взял кувалду и разбил мраморную стену. Естественно, ее сделали заново, и на этот раз она была идеально ровной".
Сын главного архитектора аэропорта Пулково Евгений Жук.

Сын главного архитектора аэропорта Пулково Евгений Жук.

 

 

Главные награды

Александр Жук за проект аэропорта Пулково получил Государственную премию СССР. Но главной наградой считал письма пассажиров, которые он получал  в течение многих лет после открытия аэровокзала.

"Из Пулково самолеты летали по всему Советскому Союзу, и письма приходили со всей страны, – говорит его сын. – Помню, одна женщина из Владивостока восхищалась архитектурой и благодарила автора здания аэропорта. Для отца это был один из самых главных проектов его жизни. Я тоже участвовал, но, естественно, гораздо меньше. Я пришел в мастерскую в 1969 году, когда все уже было придумано, оставалось только доработать некоторые детали. Но Пулково  тоже любил и чувствовал себя там как дома".
Кадр из фильма "Привет, мама".

Кадр из фильма "Привет, мама".

 

 

Съемочная площадка

Пулково полюбили режиссеры, аэропорт стал съемочной площадкой для многих советских кинокартин. Главный герой фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова прилетает в Пулково. В кадр попали взлетная полоса и светящаяся надпись "Ленинград". В советском детективе "Золотая мина" Евгения Татарского один из главных персонажей, которого играет Олег Даль, много времени проводит на ленинградском аэровокзале. В картине Или Малаховой "Привет, мама" главная героиня работает в аэропорту, все рабочие сцены снимали в Пулково.

Кадр из советского детектива "Золотая мина".

Кадр из советского детектива "Золотая мина".

 

 

Посадочная галерея

В 2013 году построен новый аэровокзал с северной посадочной галереей общей площадью 105 600 квадратных метров. Был произведён ремонт в Пулково-1: здание стало использоваться в качестве посадочной галереи, к нему были пристроены телетрапы.