Новая игра Pokemon GO захватывает всё больше пользователей Сети - игра добралась и до России. Так, например, в Петербурге в синагоге наградили за ловлю покемонов. Не так давно бутылку кошерного вина получил студент, который поймал покемона с помощью приложения Pokemon GO, рассказали «РИА Новости» в пресс-службе Большой хоральной синагоги.

Инженер Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ Университета ИТМО, руководитель проекта Video360Production Денис Столяров рассказал о новой игре, причинах её популярности и перспективах.

- Каким образом реализуется технология дополненной реальности?
- В основе игры не лежит каких-то прорывных технологий – в современных планшетах есть как дисплей, выводящий информацию с камеры, так и графический процессор, который может «дорисовать» необходимые изображения на экран. Приложение добавляет в реальную картину мира «покемонов», которых можно ловить, развивать и использовать в сражениях. Плюс игра использует маркеры геолокации, именно по ним генерируются специальные игровые точки – тренировочные арены, бонусы для питомцев и т.д. На самом деле многие люди уже давно знакомы с технологиями дополненной реальности – те же QR-коды, в свое время наделавшие много шума, это образец уже ставших нам привычными AR-разработок. Их применяют в музейной и даже медицинской сферах. Сейчас же мы наблюдаем новый виток популяризации и развития этого направления.

- В чем особенности геймплея Pokemon go?
- Я бы назвал одной из главных отличительных черт Pokemon go серьезный социальный элемент в ее игровой механике. Раньше дополненная реальность, как и виртуальная, была представлена более персонализированными разработками – вот вы, вот QR-код, вы его считали, послушали аудиогид, посмотрели картинку и пошли дальше. Новая игра про «покемонов», по сути, создает новые сообщества – если в каком-то месте появился новый монстр, его увидят все игроки поблизости, так люди знакомятся, договариваются играть дальше вместе, посещают больше достопримечательностей и открывают новые места. Разработчики мудро поместили основные игровые локации в реальных местах скопления горожан, игроков привлекают на центральные площади, в кампусы и городские парки – одна из тренировочных площадок, кстати, оказалась в холле Университета ИТМО. Ежедневно выходят и обновляются рекомендации по игре – так, очень многие пользователи сейчас специально «пересели» на велосипеды, чтобы успеть побывать в большем числе мест, захватить новые локации и добиться преимущества в развитии своих «покемонов». Если в 90-х ученые на мировом уровне обсуждали опасность вероятного ухода человечества в виртуальную реальность, то сейчас мы видим обратный процесс – виртуальные персонажи дополняют реалии.

- Есть ли другие интересные проекты, использующие эту технологию?
- Само собой, сфера разработок в дополнении реальности не ограничивается «покемонами» - которых, кстати, можно отчасти назвать усеченной версией другой игры, Ingress, которая была разработана ранее, но не получила столь высокой популярности. Активнее всего дополненная реальность используется в туристическом сегменте – к примеру, специальное приложение может сообщать вам интересные факты и показывать ретроспективные изображения исторических объектов, просто учитывая ваше положение в пространстве, без каких-то дополнительных усилий со стороны пользователя. Продолжая игровую тему – можно отметить интересный проект для детей, в котором обычная на первый взгляд страница книги превращалась в анимированное изображение после наведения камеры смартфона.

- Каких открытий / нового применения известных технологий можно ждать в ближайшем будущем?
- Думаю, что мы можем ждать серьезного развития имеющихся наработок, вплоть до уровня, который пока кажется футуристичным. Представим – вы наводите камеру на панораму города и сразу видите на экране исторические справки, подсказки об интересных местах поблизости и уведомления о том, что где-то рядом гуляют ваши друзья. Информация станет еще более доступной и удобной в восприятии. Сейчас в сфере дополненной и виртуальной реальности работают IT-компании, кинопроизводители и телекоммуникационные гиганты, в эти проекты вкладываются большие деньги, думаю, следить за их успехами будет, как минимум, интересно.

- Ваше мнение, в чем секрет успеха игры – учитывая то, что в ней не использовано ни одной революционной технологии?

- Во-первых, это огромная армия фанатов «покемонов» по всему миру, франшизе проекта уже более 20 лет и все это время она остается востребованной и любимой людьми из самых разных стран. Есть точка зрения, что «карманные монстры» вызывают у игроков эмоции, схожие с отношением к «тамагочи», которые также были популярны у поколения, которое с удовольствием смотрело мультфильмы о приключениях Эша и его друзей. Дело точно не в инновационных решениях. Еще в 2014 году можно было с помощью телефона превратить окружающее пространство в карту в духе игры Counter Strike и воевать с виртуальными врагами или, вообще, заселить свою квартиру зомби и спасаться.

Во-вторых, это уже упомянутое мной проникновение игры в реальную жизнь. Потенциальные игроки видят увлеченных прохожих на улице, знакомятся друг с другом, делятся шутками и новостями по теме в социальных сетях. Это такое сарафанное радио, только планетарного масштаба. В ходе поисков люди попадают в смешные или неприятные ситуации – вспомним случай с ограблением американских школьников – и об этом начинают рассказывать СМИ, игра в «покемонов» перестает быть простым развлечением, она влияет на реальность. Думаю, мы можем ждать того, что аудитория игры продолжит расти, а варианты ее использования станут еще разнообразнее. Больше вовлеченных – больше креатива.

- Насколько Pokemon GO "опаснее", скажем, World of Tanks? Настолько новая игра будет затягивать больше? Но, как я понимаю, что в отличие от других игр, эта заставляет хотя бы двигаться, а не сидеть перед монитором.
- В сети сейчас можно обнаружить множество положительных отзывов от заядлых геймеров, которые благодарят разработчиков за появление мотивации выбраться из дома. До появления Pokemon go они старались свести свое пребывание вне жилья к минимуму, а теперь с увлечением гуляют по городу и заводят друзей. Однако, как бы это странно не выглядело, можно сказать, что игры с дополненной реальностью потенциально более опасны для человека. Если мы имеем дело с компьютерной зависимостью, то увлекшийся игрок подвержен риску возникновения проблем с режимом сна, диетой и осанкой. Когда мы говорим о дополненной реальности – то здесь в игровую механику вплетаются и правила поведения в общественных местах. Надо быть внимательным к прохожим, не играть в такие игры за рулем, не лезть за понравившимся «покемоном» на дерево, не пытаться пробраться в закрытое здание за особо редким экземпляром, в общем – требуется соблюдать совсем другую технику безопасности, куда как более разнообразную в сравнении с домашней.

Благодарим за помощь в подготовке материала специалиста по связям с общественностью ИТМО Артура Ахмедова.