Ученый и художник Джо Дэвис стал спикером фестиваля Geek Picnic в Петербурге.

Дэвис работает в департаменте биологии в Массачусетском технологическом институте и в Гарвардской медицинской школе, однако уточняет, что именно с Гарвардом тесно сотрудничает на данный момент. Джо уже успели окрестить "отцом биоарта" благодаря созданию первого в истории проекта, связанного с манипуляциями с ДНК. Он создал синтетические молекулы, которые содержали закодированный образ женских половых органов и информацию о родовых схватках.

Другое, не менее громкое исследование Джо Дэвиса - Poetica Vaginal. Ученый записал звуки вагинальных сокращений нескольких балерин, после чего при помощи радиотелескопа Миллстоун Хилл (Millstone Hill Radar) отправил результат к нескольким звёздным системам. Джо Дэвису пришлось добиваться осуществления своих научных планов. Несмотря на то, что на дальнейшее течение работ группе художника был наложен запрет, в 1986 году, все же удалось в течение нескольких минут транслировать "поэтику" к звездам.

Однажды Джо создал нижнее белье, на котором запечатлел свои гены, являющиеся частью ГКГ исследователя (главного комплекса гистосовместимости). Именно они, по мнению ученых, ответственны за сексуальную привлекательность и могут сказать, насколько женщину привлекает ее партнер.

В разговоре с нами Джо рассказал о своих последних исследованиях, которые могут перевернуть понимание мира.

Не одни во Вселенной

Художник верит, что земляне - не единственные живые существа во Вселенной. Джо признался, что сейчас он близок к этому, как никогда. В лаборатории ученого проходят исследования обломков метеоритов общей массой 25 кг. И, кажется, на них есть послание от других форм жизни.

- Сейчас в моей лаборатории на скамейке лежит где-то 25 кг обломков метеоритов. Конечно, говорить о каких-то результатах еще рано, но мы нашли следы ДНК. Мы проводили исследование несколькими способами, и один из них дал положительный результат. Скажем так мы нашли некие свидетельства, указывающие на наличие ДНК на этих метеоритах. Сейчас мы уточняет, чья эта ДНК. NASA свела меня с человеком, который собирает эти небесные тела. Чтобы заполучить их, мне пришлось убедить агентство купить камни. В итоге они были приобретены за 50 тысяч долларов. Если мое исследование с метеоритами обернется успехом, и там будет ДНК, то у меня получится "оживить" всю Вселенную. И мне кажется очень важным моментом то, что ко всему этому будет причастен художник. - сказал Джо.

Несмотря на то, что обнаружение ДНК на метеоритах может стать мировой сенсацией, Джо считает, что есть другое открытие, способное коренным образом изменить все вокруг - Темная материя. Природа этого явления до сих пор не разгадана.

- Открытие ее тайны изменит многое. Чтобы объяснить какие-то вещи приходится нарушать законы физики. На самом деле, нам не впервой это делать. Темная материя – это и есть объяснение физики, - говорит "отец биоарта".

Прогресс и безумие

Близкие к научному миру блогеры во главу технологического прогресса ХХ века ставят Холодную войну, гонку за освоение космоса между США и СССР. Отчасти Джо согласен с такой позицией. Но здесь же делает ремарку. Он упоминает и инженера Илона Маска, имя которого сегодня связано с дальнейшим развитием космической отрасли.

- Да, конечно, Холодная война сыграла свою роль. Но, как мы видим, и технологический прогресс, и развитие науки не остановились после того, как она закончилась. Илон Маск, например, не является продуктом Холодной войны. Я часто защищаю его, хотя мне не нравятся некоторые его политические взгляды, - сказал художник.

О своих российских коллегах Дэвис отзывается с теплом. В конце 80-х годов Джо работал в одной лаборатории с членом РАН Александром Ричем, а с другим ученым, Александром Зайцевым, художник до сих пор поддерживает отношения в социальной сети. Зайцев был одним из первых ученых, специализировавшихся на поиске внеземной жизни.

По мнению Джо, человеческий комфорт - еще один двигатель прогресса. В скором времени кануть в лету могут даже зажигалка и спички. Но и здесь Дэвис отвел себе особую роль.

- Сейчас люди даже не особо учатся писать от руки. Но, как и в прошлом, какие-то навыки становились ненужными и исчезали. Сейчас по всему миру вводятся различные законы, которые делают курение все более и более сложным. Может, в будущем курение станет вообще незаконным и этим же путем последует производство спичек и зажигалок. Люди забудут, как ими пользоваться. Главным моим оправданием того, что я курю, является культура разжигания огня. Я не даю этой традиции уйти в забвение.

Исследователь относится к своему делу с иронией, считая, что творчество - это безумие. Так он объясняет свое вдохновение и идеи для новых экспериментов.

- Если ты художник, то у тебя нет выбора, есть вдохновение или нет. Я на самом деле не знаю, откуда у меня берутся идеи, они появляются сами по себе. Возможно, это связано с психопатией. Мы же знаем, что креативность, творчество – это ненормально, иначе это бы не называлось творчеством. Ученые – это те же творческие люди, - продолжает Джо.

О религии и науке

Джо утверждает: религия и наука находятся по разные стороны баррикад. Однако сам он очень заинтересован в духовных вопросах и посвящает им много времени. Будучи совершенно внеконфессиональным человеком, Дэвис прочел буддийские писания, Коран, комментарии к Корану, а также Библию и другие ее версии, которые не всегда приветствуются. В библиотеке ученого множество религиозной литературы. Но если выяснится, что внеземной разум, все-таки, существует, человечество ждет катастрофа.

- Если когда-либо нам позвонят инопланетяне и скажут: "Привет! У нас один вопрос. Что там у вас за тема со священностью?" Мы бы сказали: "Подождите секундочку". Чтобы ответить на вопрос внеземного разума, все религии начали бы воевать между собой, так как сами конфессии не соглашаются между собой гораздо больше, чем что-то иное, - считает Дэвис.

Услышав вопрос о том, почему люди на протяжение тысячелетий пытаются высчитать дату Конца света, Джо достал из кармана смартфон. Его ответом стала заметка, которую ученый написал в аэропорту.

Наше рождение – это случайность в абсолютно рандомной Вселенной. Наша жизнь определяется случайным сочетанием генов и опыта. Все, что с нами происходит – это воля случая. Концепция причины и следствия, на самом деле – заблуждение. Есть только кажущиеся причины, которые привели  тому, что мы видим. И поскольку точно нельзя сказать, что второе следует за первым, по сути, мы каждый день плывем в этом море хаоса. Мы ничего не можем предсказать, даже событие, которое произойдет в следующее мгновение. В этом капризном мире, полном случайностей, нужно быть счастливым, что мы и час проживаем. Потому что в любой момент Солнце может обратиться в огромный шар микробов, пожирающих Землю. О завтрашнем дне можно не заботиться, потому что он точно не собирается заботиться о тебе.

Рассказ отца и бессмертие души

Сейчас Джо Дэвису 67 лет. Около месяца назад ученый перенес инсульт. Джо сам себе сделал прогноз: на этом свете ему осталось 10 лет. Художник понимает, что его образ жизни напрямую влияет на здоровье. Дэвису постоянно приходится прорываться прорываться вперед и искать что-то новое. Несмотря на печальный подсчет, "отец биоарта" верит в бессмертие души. Его он видит по-особому, а началось все с истории, которую рассказал его отец.

- Мой папа рассказал мне однажды историю про термодинамическую душу. Он говорил, что тень, которую отбрасывает облако на камень, оставляет след, потому что фотоны взаимодействуют со всем. И рано или поздно мы сможем изобрести инструмент, который позволит нам до точности определить по камню, проходило ли над ним облако или нет. После того, как отец мне сказал это, я нашел статью в журналах по геологии, где ученая писала об особых камнях "приливных ритмидах". В этих камнях оставался след от каждого прилива и отлива в течение огромного отрезка времени. Просто смотря на эти камни ученая могла сказать, какая орбита была у Луны при Кентерберийском периоде, продолжительность дня и ночи. И все это просто изучая камень. Когда я сказал отцу про эту статью, он воскликнул: "Я же говорил!" Мы – своеобразная тень, мы оставляем свой след на всем, с чем соприкасаемся, одушевленном и неодушевленном. Таким образом, наша душа становится бессмертной. Не думаю, что хотя бы в одном Писании было четко прописано, что душа – это что-то внутри нас. Это к тому, почему отношения между наукой и религией очень важны, заключил Джо Дэвис.