В пятницу в Президентской библиотеке в Петербурге пройдет первый концерт в рамках проекта "Музыка российской Государственности", где покажут, как императоры влияли на развитие этого вида искусства.

Идея рассказать, как менялась музыкальная жизнь Петербурга при каждом императоре зародилась у историка Александра Мясникова и концертмейстера Марии Сафарьянц случайно. Задача стояла непростая – показать историю в нескучном и понятном всем формате. Так появился проект "Музыка Российской Государственности", где гости могут не только послушать классические произведения, но и узнать интересные факты о Романовых, посмотреть на танцы тех времен вживую и на картинках.

- Трудно определить, что это: концерт или мультимедийная лекция,  - считает Мария Сафарьянц. – Проект рассчитан на самую широкую аудиторию: от молодежи до пенсионеров.

Программа концертов охватывает всех Романовых: От Михаила, ври котором развивалось хоровое пение до Николая II, при котором появился Рахманинов и цветомузыка. Гости услышат множество необычных инструментов – от балалайки до клавесина. Metro узнало у Александра Мясникова, какие музыкальные инструменты любили русские самодержавцы и как это влияло на светскую жизнь столицы.

- Мы решили сложить из российских императоров виртуальный оркестр, ведь все на чем-то играли или особенно любили - рассказал Metro историк. -  Например, при Елизавете Петровне появился первый роговой оркестр, где каждая труба исполняет только одну ноту. Это представление , которое ничем не уступает шоу японских барабанщиков.

Привил петербуржцам любовь к музыке

Петр I издал указ, что в каждом полке должен быть свой оркестр. При этом музыканты должны были обязательно ежедневно устраивать открытые репетиции – как правило, они выступали с 12 до 14. Так император насаждал в столице европейскую музыкальную культуру. Он также привозил иностранных музыкантов и ввел моду на домашние концертные залы. Во всех садах и парках по выходным обязательно выступали оркестры.

Приучила ходить на балы

Анна Иоанновна сама ни на чем не играла, но активно популяризировала музыку. Так, она открыла первую музыкальную школу из которой вышли такие музыкальные гении как Бортнянский. При ней же началась и активная светская жизнь – балы стали обязательными. Также появились первые клубы, где играла танцевальная музыка. Кстати, императрица издала указ, согласно которому на балы можно было приходить только в платьях светлых тонов. Это правило доработали ее наследницы – во времена Елизаветы надо было обрызгивать наряды вином, чтобы барышни не могли надеть его второй раз.

Каждому солдату – по балалайке

Оркестр Андреева первый начал играть на балалайках и покорил этим весь мир. Василий Андреев сам пришел к императору Александру III и попросил разрешить ему давать бесплатные уроки игры на этом инструменте лейб-гвардии, которую копировали другие военные. Успех был колоссальным: спустя пару лет было построено несколько балалаечных фабрик, а каждый солдат по окончанию службы получал сапоги, шинель и балалайку – так инструмент "разлетелся" по всей России. Кстати, это объясняет тот факт, что не самый умный Шариков из "Собачьего сердца" умел играть на балалайке – значит, он успел отслужить в армии.

На чём играли Романовы
•    Любимое развлечение Петра I и Александра Меншикова – устраивать шоу на барабанах.
•    Елизавета I сочиняла песни, которые сейчас мы называем народными.
•    Благодаря Петру III мы имеем коллекцию скрипок Страдивари – он был великолепным скрипачом. Этот инструмент любил и Александр I.
•    Клавесин – любимый инструмент Екатерины II.
•    Ходит легенда, что по ко­ридорам Михайловского за­мка бродит призрак Павла I и играет на флажолете (маленькой флейте).
•    Николай I играл на всех видах духовых инструментов, любой из них он называл просто трубой.
•    Александр II шикарно играл на фортепьяно. Этот инструмент был также в фаворитах у Николая II и его жены.
•    Специально для Александра III создали геликон – изогнутую трубу, которая надевалась через плечо. На ней удобно было играть, сидя на лошади.