В Петербурге начинается музыкальный турнир "Терем Кроссовер". Музыканты будут играть с 22 по 25 октября в Государственной академической капелле. Вход на отборочные концерты и финал бесплатный.

Главным событием турнира станет гала-концерт, который пройдёт 26 октября. Андрей Константинов, солист "Терем-Квартета", рассказывает, чем удивят участники фестиваля.

"Квинтет Четырёх", Петербург: балалайка-контрабас
Огромная балалайка – это, конечно, русский национальный инструмент.
   "Есть малая, альтовая и басистая домра – все разных размеров, и есть такое же семейство балалаек, к которому относится и вот эта балалайка-контрабас. Бывает больше? Да, есть балалайки, на которые нужно взбираться по скамеечке, но они встречаются редко. У балалайки-контрабаса басовое звучание, объёмное и богатое тембрами и обертонами. Играть на инструменте довольно тяжело: толстые металлические струны нужно с усилием продавливать. Делают это, конечно, не пальцами, а кожаным медиатором".
   К "русскому" звучанию такой инструмент не обязывает – на нём можно играть всё что угодно: это в том числе отличает "Терем Кроссовер" от всех других музыкальных фестивалей – здесь будут исполнены известные вещи в необычной обработке.

Compromise-quartet, Москва: кахон
"Ящик", на котором сидит солист коллектива слева, – это не пуфик и не усилитель. "Это кахон. Он появился, по одной из версий, в Перу, где колонизаторы запретили рабам использовать африканские барабаны, и они стали играть на коробках. В XIX веке эти коробки усовершенствовали, а в середине прошлого века привезли в Европу и стали использовать в стиле фламенко, которое тоже можно будет "послушать" на турнире. Кстати, кахон – это не просто "ящик", внутри там протянуты струны".

Hibiki, Япония: цугару-
Гитара и аккордеон японского коллектива (на самом деле трио) вопросов не вызывают, а вот третий инструмент вполне может озадачить зоозащитников: струнный цугару обтянут кошачьей кожей. "Hibiki играют на северной "версии" сямисэна, который по традиции обтягивают кожей змей. Но, видимо, на севере Японии больше кошек. Обучение игре на нём входило в обязательную программу школы гейш; кроме того, без звуков сямисэна не обходится Театр кабуки", – говорит Андрей Константинов.

Faran Ensemble, Израиль: кеманча
Кеманчу (на фото её держит солист слева) делают из рыбьей кожи, змеиной чешуи или бычьего пузыря. Наш эксперт рассказывает: "Это предвестник скрипки, древний смычковый инструмент, на котором играют, ставя его вертикально. От этой музыки веет древностью, но при этом она вполне современно – и очень выразительно! – звучит: сплетение восточных ритмов и мелизмов вызывает у слушателя подсознательное волнение, внутренний трепет – как от армянского дудука".