Известный драматург, сценарист и актёр представил в Петербурге на студии "Лендок" новый детский фильм "Жили-были мы". Какое будущее у кино для детей, Александр Адабашьян рассказал Metro.

Детские фильмы сейчас снимают. Но где их потом увидеть?
Прокат – это главная проблема. В детском кино билеты должны быть дешёвые, сеансы – утренние. Сейчас государство выделяет деньги муниципальным кинотеатрам с условием, что они должны показывать детские фильмы. Мы с режиссёром картины "Жили-были мы" Анной Чернаковой пытаемся заключать договоры, чтобы они за небольшую сумму покупали диски с правом в течение двух лет показывать нашу картину. Мы с этого ничего не получаем. Нам главное, чтобы фильм состоялся.

Что для вас значит – состоялся?
Чтобы его увидели и оценили зрители. Я мыслю категориями из прошлого. Раньше никто понятия не имел, какими тиражами выходил Тарковский, сколько зарабатывали его картины, и никогда их не ставили рядом с фильмами Гайдая. Это были совершенно разные работы хорошего качества. Снимали детективы, музыкальные, детские фильмы. Сейчас единый эквивалент всего – это деньги. Раньше после просмотра картины спрашивали: ну как? Теперь спрашивают: сколько собрал фильм? Много – хорошая картина, мало – плохая.

В вашей сказке снимаются звёзды отечественного кино. Как удалось их заманить?
Гонорары для Дмитрия Певцова, Алёны Бабенко, Елены Сафоновой у нас были условные. Согласились они, потому что устали от сериалов. Им захотелось похулиганить в хорошем смысле этого слова. Певцов сказал, что последний раз репетировал лет десять назад, когда снимался у режиссёра Глеба Панфилова. Сейчас на сериалах этого никто не делает, а если спрашиваешь про репетицию, на тебя смотрят, как будто ты произнёс иностранное слово, которое никто не знает.

Bы кем себя в первую очередь ощущаете: художником, сценаристом или режиссёром?
В зависимости от того, чем занимаюсь. Но режиссёром не ощущаю себя вообще. Это профессия, в которой совершенно нет ремесла. Как сказал кто-то из великих, режиссёром может быть всякий, не доказавший обратного. Можно проверить профессиональный уровень музыканта, попросив его сыграть на инструменте; художник покажет рисунки; сценарист – то, что он написал, и так далее. У режиссёра можно потрогать только результат – а это дорогостоящий тест.

У вас десятки эпизодических ролей. Никогда не хотелось сняться в главной роли?
Нет. Честолюбие моё удовлетворено во всех смыслах. И в Мариинском театре ставил оперу, и в миланском театре Ла Скала, и кучу ресторанов оформил. Вроде бы всё попробовал. Роли мне предлагают постоянно, но  соглашаюсь, когда появляется что-то забавное, когда компания на съёмочной площадке собирается весёлая. Помню, в фильме "Родня" Никиты Михалкова в сцене в ресторане снималась вся группа: операторы, сценаристы, ассистенты играли поваров, администраторов, официантов. Такое запоминается на всю жизнь.

Вы с Михалковым дружите практически с детства, участвовали во многих его фильмах. Что-то ещё появится?
Не знаю. Когда-то мы задумали снять фильм об Александре Грибоедове, я практически написал сценарий. Предполагалось, что съёмки будут проходить в Армении, Грузии, Иране. Сейчас это дорого. Изучая исторические документы, нарыл историю убийства писателя и дипломата. Оказалось, что ноги растут из Англии. Раньше об этом умалчивали. Это значит, картина не сможет появиться в мировом прокате. Европа не захочет, чтобы этот факт был показан в фильме.

История про детей и их родителей
Родители шестилетней Маруськи ссорятся, и мама уезжает. Девочка верит, что мама их любит и обязательно вернётся. Она придумывает сказку про то, как мама, ещё школьница, отправилась в опасное приключение в прошлое выручать папу, тогда мальчика, из беды.

Режиссер Анна Чернакова закончила ВГИК им. С.А. Герасимова и известна зрителям по таким фильмам, как "Сезон туманов" и "Собачий рай". Ее работы удостоены наградами и призами многих кинофестивалей. Фильм "Жили-были мы" – новая работа режиссера в жанре семейного кино.

Сценарист Александр Адабашьян уже более 40 лет работает в отечественном кино как сценарист, художник-постановщик и актер. В его фильмографии такие фильмы как "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Родня", "Выигрыш одинокого коммерсанта", "Мадо, до востребования", "Отцы и дети", "Собачий рай" и другие.

В Петербурге фильм "Жили-были мы" будут показывать в кинотеатре "Родина" с 6 мая.