Полина Дмитриевна живёт в Сестрорецке. В октябре прошлого года ей исполнился 101 год. Она участвует в субботниках, катается на лыжах, берёт уроки рисования.

– Знаете, почему дожила до такого возраста? – спрашивает пожилая женщина и сама отвечает. – Потому что я неугомонная!

Полина Дмитриевна родилась в селе Ромашково под Москвой, но большую часть своей жизни прожила в Петербурге. Этот город она 21-летней девчонкой защищала во время Великой Отечественной войны. И здесь же познакомилась со своим будущим мужем.

Защищать Ленинград

На фронт Полина Аристархова (прежняя фамилия) попала в конце 1942 года.

– Я работала швеёй, вышла замуж за военного, – вспоминает Полина Дмитриевна. – Когда началась война, супруг сразу ушёл на фронт. Я тоже хотела, но девушек тогда не брали. Меня призвали только в декабре 1942 года. Собрали нас, неопытных девчонок, сказали, что будем служить в зенитно-артиллерийском полку, поедем защищать Ленинград.

Новобранцев расселили по землянкам недалеко от Ижорского завода. Девушек познакомили с командиром Львом Громовым.

– Вражеские позиции находились настолько близко, что в дальномер можно было рассмотреть, как немцы ходят за водой, – вспоминает ветеран. – Но это означало, что и они нас могут видеть. Наша батарея была хорошо замаскирована, а в нескольких километрах построили "ложные позиции" – это придумал командир Громов.

Первый бой

Перед батареей стояла задача сбивать самолёты противника, которые летели с бомбами на Ленинград.

– Мы воевали и обучались одновременно, – говорит Полина Дмитриевна. – В минуты затишья ползали по-пластунски, учились обращаться с винтовками и противотанковыми ружьями.

Все готовились к прорыву блокады Ленинграда.

– Самые страшные бои для меня были в январе 1943-го, – рассказывает ветеран. – Помню, как поймала в прицел первый самолёт. Даже присела от страха: думала, сейчас на наши головы упадут бомбы от несбитого бомбардировщика. Но когда услышала уверенный голос командира "Огонь!", весь страх пропал, сосредоточилась на его командах. После боя Лев Громов нас всех построил и поблагодарил за проявленное мужество и мастерство. Потом тоже было страшно, но уже не так, как в первый раз.
79 лет назад в фотоателье  на Садовой улице в Ленинграде было сделано это фото. В этот день Лев Громов сделал предложение Полине.

79 лет назад в фотоателье на Садовой улице в Ленинграде было сделано это фото. В этот день Лев Громов сделал предложение Полине.

предоставлено героиней публикации., "Metro"

Фото:

"Выходи за меня!"

Под руководством своего командира Полина Аристархова воевала на Ленинградском фронте почти до осени 1944 года.

– Уже после снятия блокады, когда наша батарея располагалась в Гатчине, решили мы с подругой съездить в Ленинград в фотоателье, – рассказывает собеседница Metro. – Громов предложил нас подвезти. Мы сфотографировались по одной, потом командир предложил мне сделать совместное фото. А подруге не предложил. "Вот жмот, – подумала я. – Денег жалеет". После фотоателье все вместе пошли танцевать. У подруги в Ленинграде жили родственники, и через какое-то время она отпросилась к ним. А мы всё танцевали, потом пошли в буфет. И вдруг Громов говорит: "Знаешь, я решил жениться". "Надеюсь, мы на вашей свадьбе потанцуем и попоём!" – ответила я. "Обязательно", – улыбнулся командир. Собрались домой. И вдруг Лев говорит: "Я знаю, что ты замужем, что за тобой многие ухаживают, и тем не менее делаю тебе предложение: выходи за меня!" Я обалдела! Сказала, что мне надо подумать два месяца. От мужа уже давно не было писем. Я написала ему, что если у него есть подруга, то я не обижусь, что за мной тоже многие ухаживают. Получила грубый ответ, поняла, что наши дорожки давно разошлись. Громов не стал ждать. Вскоре при всех ещё раз сделал мне предложение. Я ответила "да".

После замужества Полина Громова мобилизовалась из армии, а в мае 1945-го в семье родился сын Серёжа. Ещё через несколько лет появился младший Саша.

– Лев умер в 1991 году, ему было 70 лет, – говорит Полина Дмитриевна. – Когда разбирала его документы, нашла дневники, которые он начал вести ещё до войны! По ним написала книгу. Это история нашей жизни. Пусть эта память останется нашим детям, внукам и правнукам.